Написала, вроде, отчет для домашнего пользования, а потом подумала, может и тут кто прочитает)))
Поэтому и выкладываю) Если к следующему разу научите меня весь текст сворачивать в маленькую строчечку, то не буду занимать столько места)))
Москва-Кологрив-Илешево-Шаблово-Москва (июнь 2014)Эту поездку посвящаю моему папе-
Сливкину Борису Васильевичу,
Неутомимому путешественнику
И, просто, замечательному человеку! Утро. Самое начало шестого. Съезжаю со МКАДа на М-8 и сразу же встаю в очередь! Первые 35 км за 2,5 часа!!! «Толкалась», практически, до Переславля!!! Пытаясь найти «+» в этом безобразии, сообразила, что хотя бы штрафов за скорость не будет. Еду традиционным маршрутом: Ярославль-Кострома (обедаю в милой кафешке, которую мне когда-то показал Ваня Шкаев, он же Astashovo)-Судиславль-Кадый-Макарьев-Мантурово-Кологрив-Илешево. Проезжаю одну из точек, которая у меня отмечена в навигаторе, «про запас», как-нибудь посмотреть – деревня Рубцово (или Вешки). Проехала отвортку с указателем к храму (времени уже много, а ехать еще далеко). И сразу же начала терзаться содеянным. Мучилась недолго-на подходящей очередной своротке въезжаю в лес, немного плутаю, проезжаю старинное здание (как потом выяснилось бывший Благовещенский монастырь) и выбираюсь к новому деревянному комплексу - церкви Успения и колокольне.

Обе покрашены в белый цвет, немного непривычной архитектуры, но какие-то очень трогательные. Верхний ярус колокольни, где виднеются колокола закрыт окнами, что показалось удивительным, хотя и практичным))). Территория огорожена забором. С одного угла его доделывает мужчина, с другого – второй мужчина разгружает кирпич. Спрашиваю у первого, открыт ли храм. Он кричит в сторону второго: «Эй, отец! Иди, открывай, к тебе пришли!» Подходит мужчина средних лет, в рабочей одежде, интересуется, откуда я приехала и какой храм посещаю дома. Получив ответ, повел к дверям Успенского храма, открыл ключом первую дверь, пропустил меня вперед. Захожу в притвор, там еще одна дверь с большим ключом. «Ну, открывай!» - говорит. И стоит, наблюдает. Я не сразу смогла провернуть ключ. Дверь не поддалась. «И что ж ты ключ крутишь! Дверь-то открыта была». Я извинилась и стала с трудом проворачивать ключ в обратную сторону. Наконец, попала внутрь. Пахнуло деревом, теплом и уютом. Неожиданным (судя по архитектуре снаружи) показалось отсутствие потолка – только стропила и кровля. По центру устроен световой барабан. И, что самое необычное, - иконы висят прямо по балкам под кровлей! Пока я находилась в основном храме, батюшка ждал меня в лавке. Когда подавала требы – разговорились. Он напомнил мне, что в моем Алтуфьевском храме есть престол Макария Унженского (одного из самых почитаемых святых в Костромской области и, тем более, в ближайшем Макарьеве). Поинтересовался, как поживает одноименный святой источник. Рассказал, что в ближайшем от моего метро универмаге у их прихода был ларек, где они принимали требы. И в конце заметил, как много у нас общего – даже название соседних московских Вешек одноименно Вешкам, где находится их храм. Потом разрешил мне подняться на колокольню и даже позвонить.

Но я рискнула только ударить в «било», находящееся на промежуточном ярусе. А колокола там исписаны именами жертвователей. Раньше я думала, что можно жертвовать только «на кирпичик». Про «било» же батюшка сказал, что очень пользуется спросом у одной прихожанки из сумасшедшего дома, который располагается в бывшем монастыре (многие его обитатели приходят на службу). Он позволяет ей до и после службы использовать «било» по назначению, сколько ей будет угодно. Я сказала, что похоже на послушание – оповещать о начале и конце службы. «Типа того», - улыбнулся он. А когда он узнал о моей профессии, то не без гордости сообщил, что построенные им храм и колокольня делались, практически без расчетов. Только на храме рассчитывали нагрузки под устройство барабана. Дело в том, что в 2011 году старый храм (конца 19 века) сгорел. Чудесным образом сохранился крест на могиле игумении Благовещенского монастыря, несмотря на полыхавшее вокруг пламя. Сейчас этот крест слегка укреплен и стоит на своем месте. А когда батюшка узнал о цели моей поездки в Илешево, он пригласил заезжать и к нему. И было видно, что ему очень хотелось, чтоб это когда-нибудь произошло. У них ведь тоже много всякой работы… А еще я от него узнала, что Ефима Честнякова собираются канонизировать. Интересно, что по этому поводу скажут на его родине. Уезжать очень не хотелось, но впереди еще больше 200 км и за рулем я уже более 10 часов. Отказываюсь от предложенного кофе, беру благословление на дорогу и отправляюсь дальше. Мужественно отказываю себе в остановке в Макарьеве и еду, практически, до упора.
Последние две-три сотни напрягают плохим асфальтом, но лень вылезать из машины и сдуваться пересиливала. Сделала это только после поворота к Кологриву и сразу же стало приятнее ехать)))

Кологрив у меня неразрывно связан с Шаблово (ну, и с вокзалом без железной дороги). И узнала я про эти места лет тридцать назад (может чуть меньше), когда мой папа отправился сюда с рюкзачком попутешествовать. И так замечательно он рассказывал про эти места, что меня постоянно сюда манило. А вот осуществилась мечта только теперь. Немного побродила по городу, представляя, а как оно тут было тогда? И отправилась в Илешево. Из города выезжаю по современному мосту через Унжу, а тогда где-то здесь был брод, через который автобусик вез папу в Шаблово. Лагерь нашелся без труда – отец Алексий соорудил замечательный указатель!
Расположились в самом центре села! Наверное, раньше тут была центральная площадь, устраивались шумные ярмарки и базары. Тем более, что стоящие тут два храма (Никольский - уже отреставрированный и действующий и Богоявленский, на котором предстоит нам потрудиться) были единственными на многие окрестные деревни.
Пока разбираю машину, подходит Сергей (Покрышкин) и знакомит с отцом Алексием (Batek). Он то и руководит всеми нашими работами.
За разговором сходила с батюшкой на ручей по воду, посмотрела бывшую церковно-приходскую школу, узнала, как найти могилу Ефима Честнякова (о том, что он похоронен в этом селе я прочитала только перед отъездом), и в конце он дал мне ключи от храмов: «Иди, посмотри!» Беру косынку и походную юбку, которая ездит всегда в машине в кармашке сидения. Долго вожусь с ключами в Никольском храме, помня, как опростоволосилась днем в Успенском храме в Вешках. Захожу и сразу окутываюсь теплом – похоже, натоплена печка или, просто так, очень тепло. Уютно по-домашнему. Местами остались живые цветы, видно с Троицы. Вся усталость от 15-тичасовой езды постепенно уходит. Через некоторое время возвращаюсь в лагерь. В Богоявленский храм пойду завтра, по светлоте.

А под горой, прямо за церквами течет спокойная Унжа. Кто-то из ребят пошел с удочками на реку за рыбкой. Долго у костра не засиживаюсь, отправляюсь в палатку. Хотя была возможность поспать в церковно-приходской школе, но тучи комаров отбили всякую охоту – в палатке-то я их быстро переловлю, да и то, если запущу внутрь. Засыпаю мгновенно.
Утро ясное, свежее. Я отдохнувшая. Приступаю к несению дежурства по кухне. Ну, тут ничего необычного. Готовкой на 20-30 человек меня не испугать).
После завтрака все разошлись по местам несения службы – кто на разборку пристройки к Богоявленскому храму, которую сложили из разобранных ярусов колокольни, кто на «туалетные» работы, кому-то доверили обновлять колодец. Оказавшимся в сумочке) дальномером мерею глубину. До воды чуть больше семи метром. Старый сруб почти сгнил. Надо его менять на бетонные кольца. Ребята долго разрабатывали тактику ведения работ. Ставка сделана была на лебедки.

Для начала надо было выкопать ямы под столбы. Выкопали. Навалившись всем миром на бетонный столб, притащили его к ямке и поставили. Пока ставили, ямку на половину засыпало. Решили попробовать со вторым столбом по другой методике. Результат тот же – ямка засыпана, столб стоит мелко. Надо оба вытаскивать обратно.
А это с бетонным столбом не так-то просто! Так, время незаметно подошло к обеду))).
После еды работа пошла веселее – и столбы вынули и вновь водрузили, и конструкцию под блоки соорудили, и, даже, пару колец опустили.
Самого смелого запустили внутрь вынимать бревна сруба из-под бетонных колец, не забыв обработать его от комаров, которых под землей больше, чем наверху). А я, в перерывах между готовкой, сходила на кладбище к Ефиму Честнякову, на речку, в Богоявленский храм (он находится еще во вполне сносном состоянии и есть все шансы привести его в первозданный вид). Эх…
Снова ужин, самовар, костер, отбой… Сквозь сон долго слушала, как по лагерю кто-то ходит и чавкает. Вспомнила, что оставила не помытыми сковородки из-под жарки курицы. У меня была тайная мысль, что деревенские собаки придут полакомиться, облегчив мне тем самым мытье жирной посуды).
Правда, они вошли во вкус и потаскали много чего еще полезного и вкусного. А на утро, по просьбе Насти (Пушинка), была служба в Никольском храме. И уже после – поездка в Шаблово. Нас там ждут на экскурсию. К моему большому удивлению – музей работает с мая по октябрь ежедневно! По воспоминаниям моего папы, в далекие 80-е, деревня была уже нежилая (или с одним жилым домом), сейчас этого не скажешь. Тогда, зайдя в одну из пустых изб, он подобрал на полу и привез домой книжечку с автографом Билибина Ефиму Честнякову. Сейчас она затерялась в домашнем архиве, но, посетив музей, я поняла, что ее надо обязательно найти и вернуть в Шаблово!
А музей очень хорош, экскурсовод с душей ведет свой рассказ. Очень много говорилось о взаимоотношениях Ефима с односельчанами и родственниками, о его прозорливости, целительстве. И, конечно же, особое место занял рассказ о детях, окружавших его. Между делом было замечено, что ведутся разговоры о его возможной канонизации. Эту тему мы все вместе с отцом Алексием затронули за ужином. Но мне показалось, что в разговоре «святость» Ефима связывали и с его ясновидческими способностями, и с теми или иными чертами его характера, и с его творчеством. Показалось, что собралось все в одну кучу. Как-то, вероятно, мы неверно расставили акценты. Тогда сразу как-то не удалось все это осмыслить, да и сейчас, наверное, еще не все улеглось по полочкам. Творчество – это один вопрос, а святость – совсем другой, совершенно не связанный с первым. Вероятно, из-за того, что этот человек жил сравнительно недавно и еще живы воспоминания очевидцев, мы каким-то образом привязываем его жизнь и мировоззрение к каким-то человеческим качествам и пытаемся как-то судить. А зачем? Мы же принимаем творчество Чайковского, Толстого, Пушкина, Левитана и многих других. Оно нам нравится или нет, но при этом мы не анализируем их жизнь. Так и здесь. Мало ли, как складывалась его деревенская жизнь в плане ведения хозяйства или личной жизни. Кто знает, какие были для этого причины… Один стиль его жизни, в некоторых моментах сродни юродству, говорит о том, что человек этот был незаурядный. При этом он оставил нам богатое наследство в виде сказок, картин, стихов, размышлений и пр. И спасибо ему за это! И наверняка у него еще будут появляться свои признательные зрители и читатели! А вот что касается его святости… Говорят, что обращаясь к нему, многие получают исцеление. Ну и замечательно! Можно, например, вести запись всех случаев исцеления, как делают в одном монастыре, собирая свидетельства исцелений и помощи от почитаемой местной, упокоенной в 1959 году, старицы. Уже вышла третья книга со свидетельствами очевидцев о пророчествах! А что касается до Ефима Честнякова, то я, наверное, буду еще долго осмысливать увиденное и почувствованное. Много есть в его жизни непонятного с человеческой точки зрения, но ведь есть еще и Божественная логика, которая может совсем не укладываться в наши понятия (ее надо просто принимать, как должное)! Так что не нам судить… Думаю, что время расставит все на свои места и Господь Сам управит, как надо!
На обратном пути у Ефимова ключика заглянула в купальню. На полу лежит ковер из…конфетных фантиков!
В этот день работалось уже не так споро. Наверное, жара и общая усталость сказались. Правда, третье кольцо все же опустили. Но внутрь колодца теперь полез сам батюшка.
А я пошла в соседнюю деревню за мороженым. В магазине две бабульки, сидя на ящиках, судачили с продавщицей. Пока я разглядывала что по чем, услышала за спиной у себя шепоток: «Спроси, спроси у нее, откуда они!» Продавщица смутилась: «Да сами спросите!» Пришлось прийти им на помощь и рассказать кто мы, откуда и зачем тут. Одна из тетушек не без гордости заметила: «Вот какой у нас отец Алексий хороший! Все трудится, даже людей привез! Ну, вы как там закончите, ко мне приходите! У меня в огороде работы много!» Эх! Как бы хотелось откликнуться на все просьбы! Взяла свои полтора десятка мороженых и пошла в лагерь, но уже другой дорогой, берегом реки. По дороге, из одного дома, услышала вопрос ко мне – откуда мы будем? Когда мужчина узнал, что из Москвы, то искренне стал сокрушаться и жалеть нас: «Как же вы, бедненькие там живете! Вот уж у нас тут благодать! А вы там мучаетесь, света белого не видите!» Наверное, в его словах была большая доля правды! На обратном пути в лагерь я разминулась с нашими девушками, которые тоже пошли за мороженым) И тоже принесли на всех! Вот уж наелись мы его вволю!
В воскресенье разъезжались – кто куда. Я решила заехать в Екимцево (прямо перед Кологривом), где должно находиться одно из пяти училищ, построенных по завещанию видного предпринимателя XIX века Федора Чижова, который оставил свое состояние на развитие родного края. Здание и сейчас смотрится красиво и основательно.
Правда, теперь это частная территория, поскольку продали его с аукциона современным предпринимателям. И что здесь теперь будет – одному Богу известно. Недалеко от Екимцево забрела я и на Варварин ключик, где, судя по всему, был «зеленый храм» Ефима Честнякова.
И что меня порадовало, так то, что надпись у дороги гласит, что деревня уже не жилая. А я, проехав по ней в поисках источника, заметила обратное. Несколько участков были явно обжитыми.
На обратном пути решила разведать новую дорогу – через Кинешму, а то уж эта трасса М-8 порядком наскучила.
Дима (Домосед) выдал мне несколько контрольных точек и я без проблем добралась до дома, заглянув по дороге к одной деревянной церквушке, да приметив для себя несколько интересных мест «на посмотреть» в будущем. Вот, например, ансамбль в Лежнево.
Совсем незагруженными дорожками выехала к Переславлю, а там и до дома недалеко!
