В апреле 1943 года по предложению начальника инженерных войск 42-й армии полковника Н. Ф. Кирчевского Военный совет Ленинградского фронта принимает решение о строительстве нового оборонительного рубежа из железобетонных сооружений на второй линии обороны 42-й и 55-й армий. К этому времени уже прорвана блокада и в город стало возможно завозить что-то помимо продовольствия и боепрпасов. И в город повезли цемент. Основное оборудование и вооружение было изготовлено рабочими и инженерами восьми ленинградских заводов. На строительстве рубежа, получившего название "Ижора", принимало участие свыше 2 тысяч человек. Сам рубеж должен был проходить на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края, и это не могло не быть не замечено противником и работы велись под огнем противника. Строительство велось по ночам, использовалась всевозможная маскировка, но потери составили более 200 человек. На строительстве работали женщины-стройармейцы. С 20 мая по 1 октября 1943 г. на рубеже «Ижора» было построено 119 железобетонных артиллерийских и пулеметных сооружений с новейшими артсистемами и всеми средствами жизнеобеспечения. Все доты были электрофицированы, 220 в поступало от Ленинграда. Строительство 20-километрового рубежа «Ижора» для 42-й армии, а также узла обороны «Луга» для 55-й армии, позволило командованию фронта вывести в резерв до двух стрелковых дивизий. В октябре 1943г. рубеж «Ижора» был принят комиссией под председательством командующего артиллерией 42-й армии генерала М. Михалкина и занят отдельными пулеметно-артиллерийскими батальонами (ОПАБ) 79-го укрепленного района.
Это вкратце об истории рубежа "Ижора". Сейчас там, где проходил этот рубеж, городские кварталы, сооружения в большинстве засыпаны, и нигде не числятся. Лишь 10 дотов, попавшие в состав мемориальных комплексов или зажатые между домами жилых кварталов, имеют статус "Культурного наследия". Большая часть из них выкрашена в черный цвет, поверх нарисованы цифры 1941- 1945... Сооружения же 1941-1942 года известны лишь узкому кругу.
Если заходить совсем издалека, то наверно точкой отсчета для нас можно считать конец зимы 2011 года, когда при иследовании линии обороны "Ижора", на территории завода "Стройфарфор" на картах был обнаружет дот. На территорию попасть не выходило довольно долго, но для проекта Книга Памяти все же удалось получить его фотографии, причем человек просил седя не называть. А когда 1 марта 2013 года все же удалось попасть на территорию, где теперь возвождится жилой квартал, то оказалось что дот снесен, причем хозяева территории говорили - не было тут ничего. Тогда были написаны заметки в информационные издания -, "Новости Купчино", "Фонтанка.Ru""ЗакС.Ru", в "Карповке.Net", был снят сюжет "Петербургского телевидения". А на 27 апреля 2013 года намечен субботник по расчистке и благоустройству ДОТа, находящегося не подалеку, на ул. Димитрова (37033 ул. Димитрова, площадка Радиоцентра, южная часть, ДОТ http://www.lenww2.ru/index.php/region00/area37?id=1600).
Сначала просто было решено расчисть территорию вокруг, поставить памятные таблички, чтобы показать дот всем проезжающим и проходящим по улице Димитрова. На призыв провести субботник откликнулось много народа. Потом был еще один массовый субботник, когда продолжилась не только расчистка территории, но и удалось попасть внутрь. Сложно уже вспомнить, как в доте выгребались кучи замершего мысора, как отчищались стены, какие были дебаты по поводу окраски стен (современной тикурилой или настоящей, 4БО, по рецептам военного времени), как искались наставления по окраскам, по оборудованию, по вооружению подобных сооружений. Потом и само это оборудование искалось - дот решили прератить в музей, где все должно быть так, как было на октябрь 1943 года, когда сооружения рубежа Ижора были переданы действующей армии. И мы нашли. В доте установлены пулеметные станки НПС-3 1939 и 1940 года, вентиляторы фильтро-вентиляционной установки выпуска 1935г, водяной насос "Красный факел", которые тоже выпускались до войны. Но столкнулись и с проблемами. Нигде не найти необходимые прицелы для казематных пулеметов, ни чертежей, ни образцов, чтобы снять копию; перископы есть только в частных коллекчиях или музее артиллерии, поэтому было решено купить перископ 1949 года выпуска; патронные ящики, в которых должен храниться боезапас дота теперь практически не попадаются. И много еще разных мелочей, о которых мы не подозревали.
Вот таким был дот до начала работ

Вот так вот выглядел внутри в процессе

Было несколько поисковых разведок и выездов в леса, и к сентябрю 2013 стало совершенно понятно, что все получится : ) Результат стал нагляден.

Потом были еще выезды в поисках оборудования. Около самого дота при раскопках был обнаружен деревянный настил и найден колодец, который тоже вызвал много дисскусий о времении ооружения из-за необычной формы колец, пока, наконец не был найдены архивные фотографии, как из таких колец строились баррикады в Ленинграде.

К окрябрьским холодам в доте была установлена печка, которая и сейчас доставляет еще немало хлопот из-за забитого дымохода. Но все же она топится создает уют, и на ней мы кипятим чай в чайнике, пережившев в Ленинграде блокаду.

Осенью нас ждали новые открытия и новые сюрпризы - были найдены куски электрозаграждений. Найдены интересные элемены военного стриительства дота - вмурованные в пол болванки от снарядов. Но из-за затянувшейся осени дот неоднократно подтапливало. Пришлось обзавестись водяным насосом. Один раз даже был ночной аврал, когда вода затопила не только округу, но и поднялась на 20 см с в самом доте, затопив сквозник и инструмены в каземате.
В конце декабря специально для съемок пригласили реконструкторов

К памятному для всех ленинградцев дню - к 18 января, дот был готов к показу всем желающим. Назвали мы это "техническим открыием", потому что доделок еще очень много.
Интерес к открывшемуся доту-музею был такой, что в первый день мы приняли челове 300, экскусии мы продолжили и 19 числа, на 25 поступили заявки от школьных педагогов и еще человек 100 пришло 26 го января.

Всю хронику можно прочитать на сайте http://www.kupsilla.ru/article29.htm
А дальше работы еще много. Снова будут выезды за оборудованием, снова запросы в администрации района, города, КГИОП о проведении экспертизы, борьба за то, чтобы на единственной в городе территории, где сохранилась система ходов сообщений, соооружения линии обороны 1941-42 годов и дот рубежа "Ижора", где еще есть последний шанс сделать насторящий парк воинской славы по типу белорусской линии Сталина, не построили какой-нибудь китайский парк развлечений.