творческий кризис видимо

Но по итогам поездки летом 2015 года душа непреклонно требовала сесть за компьютер, пораскинуть мыслями и что-то воспроизвести.
НУ и конечно в голову полезли вопросы, и прежде всего — как писать?
описывать как мы ехали по болотам? как ждали прилива/отлива в районе Белого моря? Сколько лис и зайцев нам перебежало дорогу на бесконечных грейдерах? как ремонтировали небольшие поломки наших авто?..
Ну без этого никак, ибо смысл отчета именно в том, чтобы рассказать о поездке и о подробностях увиденного в пути.
Но самое важное — рассказать о причинах, побудивших отправиться в путешествие именно по выбранному маршруту.
Ну тогда пожалуй начать следует с того — почему собственно наша экспедиция называлась "По следам Персея"…
Началось все еще прошлой осенью, когда эмоции от поездки в таежный Мехреньгский край поутихли и в голове начали рождаться новые мысли о том, куда бы поехать.
На сегодняшний день количество пройденных различными клубами путешественников дорог или того, что от них оставило время, великое множество и иногда даже не надо выходить из-за компьютера, вполне достаточно почитать и посмотреть различные красочные отчеты и при наличии мало мальски развитой фантазии можно представить себя одним из участников тех или иных странствий.
И вот читая один из таких отчетов (уже не могу даже вспомнить чей именно) я увидел фотографию, сделанную в городе Онега.
На фотографии была изображена стела, поставленная в память об одном из кораблей. На памятной табличке было указано название судна — "Персей" (заложено в г. Онега. 1919г.)
(сейчас и далее будут по максимуму использованы фотографии сделанные в ходе нашей экспедиции. Исключения будут составлять фото, найденные на просторах интернета, но без них дальнейшее изложение будет не совсем ясным).

на Стелле была надпись

ну не долго думая, открываем в интернете поисковик, ищем там информацию про Персея и в куче всего, посвященного древнегреческому герою, находим выписку из Морского словаря:
Персей – первое советское океанографическое научно-исследовательское судно, специально оборудованное для комплексного исследовательского плавания в арктических морях. Достроено на Архангельском судоремонтном заводе в 1922 г. Работы на Персее велись ПЛАВМОРНИНом. В период с 1923 – 1941 г. Персей совершил 84 экспедиционных рейса в Белое, Баренцево, Карское и другие арктические моря. В 1941 году погиб от фашистских бомбардировок.
Красиво конечно, но как-то вроде скудновато для установки памятной стеллы.
Мало ли существовало кораблей, достойных увековечивания памятным знаком…
из текста понятно, что Персей находился в пользовании ПЛАВМОРНИНа.
ПЛАВМОРНИН – Плавучий морской научный институт.
К окончанию гражданской войны в советской России для свободного и безопасного плавания оставались только воды северных морей и для их освоения в начале 20-х годов началось ускоренное развертывание исследовательских работ. С этой целью 10 марта 1921 года был подписан декрет о создании специального Плавучего морского научного института при Народном комиссариате просвещения.
Это был первый советский НИИ и располагался он фактически на корабле.
На эта информация уже хоть как-то объясняет значимость судна и вроде бы на этом можно и закончить изыскания, но одно все же смущало.
В словаре указано, что ПЛАВМОРНИН был учрежден в 1921 году, а корабль, если верить памятной табличке, был заложен в 1919г.
Значит изначально корабль строился совершенно для других целей?
И заказчиком постройки судна было скорее всего не советское правительство, учитывая, что в этот период территорию Русского Севера контролировали, так называемое, Правительство Северной области, управляемое представителями Белого движения, а также оккупационные войска стран Антанты и их союзников…
Кое-какая интересная информация нашлась в воспоминаниях, записанных сыном выдающегося русского художника Апполинария Васцецова, старейшим русским океанографом Всеволодом Васнецовым, принимавшим непосредственное участие в создании института, а также строительстве и плаваниях первого в СССР научно-исследовательского судна «Персей».

И вот что он писал:
«И. И. Месяцев (первый руководитель ПЛАВМОРНИНа) случайно узнал, что в одном из рукавов дельты Северной Двины — на речке Лае, где находится старейший док деревянного судостроения (Лайский док), стоит беспризорное недостроенное судно. Разузнав подробнее, Месяцев выяснил следующее. Известный сибирский предприниматель и промышленник по фамилии Могучий начал в 1918 году строить большое деревянное зверобойное судно. Могучий уже имел зверобойные суда, и одно из них, небольшая парусно-паровая шхуна «Андромеда», участвовало в поисках пропавших экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова. Своему новому судну Могучий дал имя «Персей».

Как стало понятно из воспоминаний, Персей был построен как зверобойная шхуна по заказу некоего промышленника Могучего, уже имевшего такие шхуны, одна из которых была названа «Андромеда».
Пока мало что понятно о заказчике, но возможно информация о другом судне под названием «Андромеда» сможет приоткрыть завесы.
Итак, в книге «Топонимика морей советской Арктики» 1972 года, выпущенной под редакцией Географического общества СССР, находим об «Андромеде» следующее:
АНДРОМЕДЫ — бухточка к юго-востоку от м. Желания. Названа в 1915 г. в честь паровой деревянной шхуны «Андромеда» (водоизмещение 134 т, паровой двигатель, построена в с. Малошуйке), которая в 1915 г. была зафрахтована Главным гидрографическим управлением у факториста Могучего и плавала под командой капитана Г. И. Поспелова у берегов ЗФИ и Новой Земли в поисках экспедиций Русанова и Брусилова.

К слову, к 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести.
И нельзя не сказать пары слов об экспедициях Бурусилова и Русанова, ибо как позже выяснится, многое в том, что происходило в те годы в отечественных северных морях, взаимосвязано.
Экспедиция Брусилова — экспедиция 1912—1914 годов, предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом, но судьба у этой экспедиции была трагична.


В сентябре 1912 года шхуна вышла из Александровска-на-Мармане и проследовала в восточном направлении, прошла Карские Ворота, однако уже через неделю была зажата льдами у западного побережья Ямала и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. В апреле 1914 года после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. 9 человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна, но поиски не утихают до сих пор.
Экспедиция Владимира Александровича Русанова на Шпицберген была официальной, организованной с одобрения правительства. Основной целью ее было исследование угольных богатств Шпицбергена и подготовка там русского предприятия.

Для экспедиции было закуплено парусно-моторное судно "Геркулес". Капитаном "Геркулеса" стал 24-летний А. С. Кучин, потомственный помор, родившийся в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской области, в прошлом уже участник экспедиции в Антарктику Амундсена в 1910-1911 гг.

По окончании работ на Шпицбергене Русанов с 10 спутниками направился на "Геркулесе" к берегам Новой Земли. Русанов усматривал государственно-политическое значение арктического судоходства и выдвигал на первый план транспортное освоение Северного морского пути. Однако обратно вернуться ему было не суждено. Следы экспедиции теряются в 1913 г…
Что примечательного хотелось бы здесь отметить.
наверняка все читали книгу В. Каверина "Два капитана", или хотя бы смотрели фильм по одноименной повести.
Лично я когда-то зачитывался этим произведением.
Так вот история пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова из книги была написана автором на основе изучения материалов реальных экспедиций Г.Брусилова. В. Русанова и Г. Седова.

"Бороться и искать, найти и не сдаваться" — девиз книги "Два капитана", впервые сказанный хоть и не автором книги, но ставший неким символом людей, стремящихся постигнуть неизведанное, и особенно Арктики.
Все оставшееся время погружений в литературу и другие источники с информацией о Персее, Андромеде и Могучем и все что с ними могло быть связано, в моей голове постоянно всплывала именно эта фраза…
Но вернемся к спасательным экспедициям:
18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда».
Командовал «Андромедой» русский моряк, помор, арктический исследователь, капитан Григорий Иванович Поспелов, уроженец села Ворзогоры Онежского уезда.
В тот рейс Поспелов впервые в мире совершил ледовую разведку с воздуха. Он поднялся в небо на гидросамолете «Farman MF.11» летчика Яна Нагурского. «Андромеда» продолжила поиски в районе Земли Франца-Иосифа, но судьба полярных исследователей осталась неизвестной.
Поиски информации продолжались не только по официальным источникам, но и по отдельным историям и отчетам путешественников и куче сохраненных отчетов о поездках разных клубов, были найдена информация, в том числе, и о посещениях старинных сел на Поморском берегу Белого моря.
Малошуйка, Кушерека…
Что-то явно засвербило внутри и появилось неистовое желание поехать именно туда и своими глазами посмотреть старинные деревянные храмы в поморских селениях и возможно отыскать какие-то следы "Андромеды", "Персея" или их бывшего владельца…
но это было еще зимой и до лета оставалось еще полно времени, и поиски информации в архивах и других источниках продолжались… а параллельно началась подготовка автомобилей, снаряжения и планирование точного маршрута…
И вот тут, я, пожалуй, забегу вперед и начну повествование о подготовке к путешествию, а рассказ об истории Персея доведу до логического завершения чуть позже.
Днем старта из Москвы была выбрана суббота — 19 июля 2015 года.
Поездка планировалась на две недели, но первую неделю мы посвятили посещению Карельских озер и осмотру других не менее интересных мест (но это совсем другая история, о которой возможно чуть позже…)
маршрут наш не был связан напрямую с поисками Персея, да и к тому же при выезде из Москвы вся история по большому счету была уже разгадана, но уж больно хотелось проникнуться духом мест, где происходила эта небольшая в масштабе более значимых событий история.
Хотя некоторые вопросы для исследования мы все же для самих себя ставили.
Количественный состав участников — 14 человек.
Автомобильный парк был представлен 5 автомобилями разной степени подготовленности.


Кроме того, в связи с тем, что на маршруте могли возникнуть непреодолимые водные преграды, был приобретен плот, водоизмещения и грузоподъемности которого хватало на переправу тяжелого внедорожника.
Перед дальней дорогой конструкцию опробовали на карьере в районе г. Дзержинский Московской области

