Когда все готовятся к Полной Чухломе 2015, нам на прошлой неделе удалось покататься в окрестностях Кологрива, местах ПЧ2014.
Почему-то думалось, что если поехать в Костромские леса в октябре, то будет золотая осень, сухо и тепло.
Начало и было таким.
Из новостей города Костромы: теперь в центре городе и на улице Галичской новый асфальт.
Само путешествие мы начали из Кирова, по дороге в Кологрив заехали на станцию Свеча.
Вокзал Свечи чем-то похож на дворец. Сводчатые купола залов, арочные окна, все такое красивое и аккуратное.
Понастальгировала по вокзальным скамейкам старого образца.
Но вокруг вокзала пустота.
Как только въехали в Костромскую область, асфальт встречается уже не везде.
Следующим пунктом нашего интереса было село Георгиевское. К этому моменту небо уже затянуло тучами, и пробовал идти дождь.
Гулять с непривычки к холоду еще не тянуло.
На центральной площади заканчивался рыночный день. Мы оставили машину на площади и прошлись к виднеющемуся невдалеке храму.
Похоже, что вся история его жизни отразилась в многообразии архитектурынх форм и отделок:разные периоды жизни, разное финансовое благосостояние оставили отпечаток в виде разнообразно покрытой крыши, отделки стен, крылец и оград.
Впечатление от села чуть портила погода, окрестные виды скрывались в дымке, но все равно создавалось впечатление, что основная застройка велась весьма хаотично, без расчета на то, что когда-то какой турист заедет любоваться селом и видами.
Выехав на Кологривский тракт, первым делом мы решили подстраховаться местом ночевки.
Сразу за рекой Юрас нашли сухой съезд в лес, и недалеко от дороги поляну со следами очага.
Заметили для себя это место как резерв, отправились дальше на север.
В лучах закатного солнца мы доехали до Богородицерождественской церкви в урочище Павликово.
Здесь в тишине в небольшом соснячке и остановились на ночевку.
Жаль, что не было возможности фотографировать огромное звездное небо над храмом, полярную звезду, висящую над шпилем колокольни, а в середине ночи взошла луна, но даже она не затмевала созвездие Ориона.
Утро было ясным и морозным.
Хоть ноябрь, хоть октябрь - на Полной Чухломе всегда природа испытывает на прочность. (Это мы еще не знали, что нас ждет впереди)
Нужно отметить, что мы старались вставать рано. Из-за странного перевода времени полшестого вечера уже было темно, и светало, соответственно, тоже к половине шестого утра.
Покатавшись по окрестным полям в поисках прямой дороги, добрались до Кологрива, и первым делом пошли в музей, где нам рассказали об истории района, мы посмотрели картины Ефима Честнякова и коллекцию Геннадия Ладыженского.
Прямо в Музее к нам подошел священослужитель, и спросил, не наша ли машина стоит у входа. Так, судя по всему, мы ознакомились с отцом Алексеем, он расспросил нас о наших планах, и услышав наше сомнение, что в одну машину мы не проедем в Княжну пустынь, сказал, что мы должны проехать.
И если изначально мы не планировали ехать в Пустынь, то получив такое благословение, решили, что непременнно хотя бы попробуем туда пробраться.
А пока наш путь лежал на север: Екимцево, Павлово, Шаблово и Илешево.
Нужно сказать о подготовке к поездке. За 5 дней до поездки перебрали передний мост, и выяснили, что один из вакуумных хабов приказал долго жить. Взамен поставили ручные, они уже были мне подарены 2 года назад.
За день по поездки варили глушитель, который треснул в районе состыковки с катализатором, и грозил отвалиться в любой момент. А вот на подготовку навигации и карт времени практически не осталось.
Т.е. у нас были бумажные карты какой-то там давности, автомобильные навигатор GARMIN, планшет с MAPS.ME, яндекс картами и в общем-то все. Причем, по-моему неразумению, в планшете был отключен GPS, т.к. был включен режим экономии батареи.
Поэтому все было хорошо, пока мы ездили "по асфальту", а вот дороги даже до Илешево все мои навигационные устройства уже не знали.
Животноводческий техникум произвел двойственное впечатление. Такое красивое здание, добротные хозяйственные постройки, липовая аллея - они скорее радовали глаз, чем приводили в уныние.
А вот вид заброшенного общежития удручил. Может быть, потому что это не была не "какая-то там заброшенная деревня, дом столетней постройки", а вполне современное здание, судя по всему, очень удобное для жизни, с балконами в каждой комнате, т.е. заброшено не только то, что относилось к истории и жизни наших дедов, но и то, что относится к нашей юности.
В районе техникума происходит какая-то активность. Часть хоз-построек огорожена забором. Говорят, что здесь будет что-то вроде тур. базы, но забор стоит так, что явно не вся территория техникума попала в одни руки.
Про дорогу в деревню Шаблово у моих навигационных устройств уже были разные концепции, обе дороги были весьма колеясты и грязны. Последнюю самую смачную грязь мы месить не стали, прошли 100 метров пешком.
Действительно, от старой деревни ничего не осталось. Дом-музей, конечно же, привлекает внимание, но атмосферы жизни не передает.
Церковь в Илешово нашли не сразу. Для затравки проехались по Красному бору.
В обрамлении хризантем церковь выглядит как конфетка. И как-то там вообще хорошо, в этом месте. Такое ощущение, что приехал к себе домой.
В небе закружились первые снежинки.
Наш же путь лежал на юг в Княжну пустынь.
Поворот в Воймасе мы нашли сразу. Автомобильный гармин, в отличие от Яндекс-карт предлагал нам свернуть в сторону Советского почти от самого Кологрива.
И на протяжении всей дороги он нас постоянно звал свернуть то вправо, то влево на какой-то "след". Иногда след был заросшей просекой, иногда стеной леса. Почему ему не нравилась дорога, по которой мы ехали, было непонятно.
Дорога была своеобразна, состояла из глубоких луж и перемычек между лужами. Ехать так 30 км казалось действительно не таким привлекательным. Но через какое-то время мы выехали на вполне приличную дорогу, ведущую из Николы.
В Советском теперь есть автомобильный мост. Но вот построен он в расчете на лесовозы, поэтому проезд по мосту на джимнике чуть напоминал позу коровы из особенностей национальной охоты. Зазор по края измерялся в сантиметрах.
После проезда по мосту до темноты (глубоких сумерек) оставалось не более получаса и мы поехали в сторону Княжей пустыни. Или спешили, или тупили, или сумерки уже сказывались, но указателей мы не видели. Выбирали дорогу получше, пока не уперлись в грязюку, в которую точно было бы лучше не соваться.
Чуть прошлись пешком, но быстро поняли, что ночевать нам в лесу, так и не найдя Княжей пустыни.
Место было не очень уютное, но с большим количеством дров, так что никакие серые волки нам были не страшны.
Наутро пошли на пешую разведку. Дорожка был не ахти, т.е. нам точно ехать тут не стоило, и через какое-то время она привела нас на сенокосное поле, где и потерялась.
К этому времени повалил снег. Снегопад был настолько силен, что своих следов через несколько минут уже было не видно. Мы вернулись на дорогу, нашли отвилок и пошли прогуляться и по нему. Глинистая колея пошла вниз по склону. Нам уже было понятно, что вряд ли эта колеястая с бревнами дорога является правильным путем на Княжную пустынь, но было интересно, куда же она приведет.
Дорога пришла к реке. И тут сюрприз, река текла совсем в другую сторону, чем я ожидала.
И хотя, все наши навигационные приборы никак нам не помогали, и даже бумажные карты остались в машине, стало понятно, что мы пришли к какой-то другой реке, а не Княжной.
Через реку был перекинут мостик, но ехать по нему явно не предполагала ни одна гражданская машина.
А снег все падал. Пейзажи стали зимними.
Вернувшись к машине, и изучив описание и карты, я поняла, что мы вышли к Ульшме.
И тут мы увидели и указатель.
И стало понятно, что где-то в самом начале мы пропустили поворот в нужную сторону.
Действительно, при свете дня нужны поворот мы нашли быстро. Преодолев первый подъем, мы с уверенностью поехали дальше. Дорога была не разбита лесовозами, и в какой-то мере расслабляла. Поэтому мы так же не спеша и начали спускаться со следующей горушки, мило соскользнув одним колесом в колею-промоину глубиной "вам по пояс будет".
Хорошо, что это был спуск, и нам удалось выбраться на поверхность.
День переставал быть томным.
После спуска с горы дорога пошла по гати, и мы так и ехали, пока не уперлись в ручей. В целом, как потом мы, изучив дно, предположили, ручей тоже можно было легко форсировать, но сначала высокая ступень, которую нужно было преодолеть на обратном выезде, вызвала большие опасения.
Учитывая, что у нас не было с собой ни траков, ни ручной лебедки, решили не рисковать, а сходить пешком, что и сделали.
Самое смешное, что после ручья дорога стала вполне сухой и приятной. Вылезло солнышко, и от мрачности не осталось и следа.
В добром расположении духа мы добрались но Княжной пустыни, сходили на источник, посмотрели, как поживает домик.
Было очень приятно, что я тоже имею отношение к тем людям, которые тут сделали такой дом, который даже местным служит основным ориентиром для объяснения дороги.
Но домик, к сожалению, производит впечатление недостроя. На одном из окон отвалился наличник, дверь слегка подперта обрезком доски, и остается существенная щель. Полы покрыты лишь на половину, да и те не прибиты. И конечно, в такую погоду понимаешь, что дом без печки - как машина без топлива, от дождя укроет, но согреть не согреет. В голове где-то свербит мысль, что нужно бы съездить, и вместе со всеми довести начатое до конца.
Набрав воды, и осмотрев окрестности, отправились в обратный путь.
К этому времени снег, который нападал в предыдущие несколько зарядов, частично растаял, и поэтому симпатичный спуск с глубокой колеей превратился в глинистый раскисший подъем. Колеса мгновенно замылились, и машину разворачивало не по желанию пилота, а по воле судьбы самыми разными способами.
Но, в общем, немного порубив кустов и деревьев, мы таки влезли на горку и добрались до цивилизации. Дорога на Николу значительно лучше, чем через Воймас.
Так завершилась активная часть нашей сильно пост ПЧ.
Удивительно, что когда бы не отправиться на Полную Чухлому, почему-то снег всегда обеспечен.
Нам еще предстояла поездка в Киров, и возвращение домой по совершенно зимней дороге.