В низовьях Северной Двины, июль 2013
Добавлено: 13 июл 2013, 04:59
Практически каждый, кто хоть раз ездил в Архангельскую область, знает участок М8 от Двинского Березника до Холмогор – идеально ровный асфальт, на котором так и хочется жать сильнее на педаль газа, чтобы скорее очутиться ближе к пункту назначения или начала основной части маршрута. Но для тех, кто не торопится, и на этой дороге можно найти множество всего интересного.
1. Начну я свою поездку в Ныколе – небольшому кусту деревень в Холмогорском районе на левом берегу Северной Двины в 200 километрах от Архангельска. Здесь я переправляюсь на правый берег в поселок Двинской (не путать с поселком по соседству с Верхней Тоймой).
2. Паром частный, ходит достаточно часто, но в выходные бывает перегружен, т.к. он пока единственный на несколько десятков деревень правого берега. Мне повезло успеть на последний, дополнительный, рейс, организованный из-за большого скопления машин, желающих переправиться с того берега в этот воскресный вечер.
3. Переправившись, проезжаю Двинской и двигаюсь дальше по правому берегу. Именно в Двинском сосредоточена основная жизнь – там и школа, и основные магазины. На все правобережные деревни один участковый, но и жизнь гораздо спокойнее, чем на противоположном берегу – и дверей не запирают, и чужих вещей не берут. А какие пейзажи!
4. Первая остановка в деревне Погост – когда-то бывшей центром Хаврогорского прихода, существовавшего здесь с 1492 г. От погоста сохранилась поздняя теплая церковь Архистратига Михаила 1869 г. постройки.
5. В 20-х года прошлого века церковь была перестроена и использовалась в качестве школы. Сейчас ее восстановлением и поддержанием в порядке занимаются местные жители.
6. К Хаврогорскому приходу относилась и деревня Часовенская с сохранившейся часовней Георгия Победоносца 1731 г. Маленькая часовенка, украшенная шатром и звонницей, несомненно являлась главным украшением округи.
7. Часовня находится в центре деревни, и ее шатер хорошо виден еще издали. Отсюда же хорошо просматривается панорама величественных Зачачьевских храмов на противоположном берегу.
8. Состояние часовни очень плохое, звонница практически обрушилась, обшивка частично содрана. По словам одного из местных жителей ее собираются перевозить куда-то в Подмосковье. Будем надеяться, что это всего лишь слухи.
9. Пока я фотографировала, ко мне вышла и пожилая женщина, живущая в доме по соседству – рассказала, как ее в этой, по ее словам церкви, крестили. И как быстро умер мужик, снявший, по чьему-то указанию, с главки крест.
10. Пора двигаться дальше. Следующим после Хаврогорского на этом берегу Северной Двины располагался Пингишенский приход. В отличие от Хаврогорской волости, населенной еще с XIV века, в этой местности начало населения, очень малочисленного, относят к концу XV – началу XVI вв.
11. До нашего времени от прихода уцелели обе церкви: теплая зимняя церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы 1900 г. и летняя церковь Нерукотворного Образа Господня 1889 г. Ансамбль дополняли деревянная колокольня и ограда, но они до нашего времени не сохранились.
12. Храмы в Пингише очень напомнили мне похожие двойки в Тулгасе и Архангело – огромные, приземистые, не лишенные величия, но так разительно отличающиеся от тех изящных строений, которые строились зодчими парой столетий ранее.
13. Тем временем уже поздний вечер, паром давно не ходит и пора задуматься о ночлеге. Нахожу невдалеке от села уютный песчаный пляж и ставлю палатку. Теперь можно и закат поснимать.
14. С утра погода не радует. Возвращаюсь в Двинской на паром и начинаю обследовать левый берег. Первый делом – в Звоз. Возвращаться на трассу не имеет смысла – тут множество альтернативных дорожек.
15. Едешь так себе спокойно по сосновому бору и вдруг… чудское капище!
16. А объясняется просто – арт-резиденция Звозландия.
17. Что-то вроде Архстояния местного масштаба, организованного архангельской художницей, уроженкой этих мест.
18. Тем не менее, вид милейшего мамонтенка на улицах деревни не может не радовать.
19. Даже к своему «нулевому километру» жители подошли с творческим подходом.
20. Впрочем, если проехать в дальний конец деревни то можно найти и искусство вполне себе классическое - деревянный летний храм во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1891-1894 годах. Сейчас церковь восстановлена, именуется Свято-Казанской и радует глаз своей летней расцветкой.
21. История появления церкви на этом месте достаточно обычна. По преданию старожилов, в давние времена напротив нынешней Звозской деревни вдруг остановилось шедшее вверх по Двине судно и вынужденные сойти на берег судовладельцы нашли у одного из ручьев образ Николая Чудотворца. Отнеся его в деревню, они выстроили часовню, которую, спустя несколько перестроек, и заменила церковь, приписанная ранее к Ныкольскому приходу.
22. Но вернемся на трассу М8 и начнем движение в сторону Архангельска. Вот та самая деревня Ныкола, откуда я переправлялась, и где стоит главная церковь Ныкольского прихода – сильно разрушенный каменный Рождественский храм, завершенный в 1880 г. Кстати, почему Ныкольский? По одной из версий название происходит от реки Ныколы, впадающей в Северную Двину. По другой – название переделано из «Никольский», что можно предполагать из того, что в этих краях особо чтится образ Святителя Николая.
23. Всего 8 километров вперед и перед глазами церковь уже другого – Коскошинского - прихода. Деревянный Рождественский храм 1902 г. в перестроенном виде сохранился до наших дней, но почему-то оказался на частной, хоть и очень запущенной, территории.
24. Следующим пунктом моей программы стоит проведать Зачачьевские храмы – место куда более известное и многим знакомое.
25. История деревянной Никольской церкви полна приключений. Будучи изначально приходской церковью Емецкого острога, она была построена вскоре после Литовского разорения 1613 и 1614 гг. и в 1686 г. по прошению местных жителей перенесена – вместе с несохранившейся до наших дней Дмитровской церковью – за реку Чачу ближе к месту жительства прихожан. Что интересно, из двух перенесенных церквей в Зачачевской волости устроили три однопрестольных храма, вынеся Зосимо-Савватьевский придел Никольской церкви в отдельную постройку. В 1687 г. перенесенную и перестроенную Никольскую церковь освятили. В 1747 году эта же церковь загорелась от удара молнии, но пожар удалось потушить и здание восстановить (возможно, именно тогда появилось нехарактерное еще для XVII века кубоватое завершение), в 1748 г. храм освятили еще раз. Но и на этом злоключения не закончились. В 1909 году пришедшую в полную ветхость церковь было решено реставрировать методом полной переборки, столь популярным сейчас и вызывающим множество ожесточенных споров. В итоге сильно обновленная Никольская церковь была очередной раз освящена в 1914 году. Сейчас находится в заброшенном состоянии.
26. С кирпичным храмом все значительно проще: построенный в духе эклектики 1895 году, он с 90-х годов прошлого века восстанавливается местными жителями. Жаль только, что высокую стройную колокольню при реставрации заменили приземистой деревянной, грубо сложенной «в обло» даже не из бревен, а из бруса.
27. Впрочем, даже каменному Зачачьевскому храму повезло куда больше, чем Покрово-Богоявленскому Собору в Емецке 1808 г. Зато в округе сохранилось еще несколько деревянных сокровищ по реке Емце – но о них я расскажу в другой раз.
28. После Емецка снова сворачиваю с основной трассы и направляюсь в деревню Прилук. От Прилуцкого прихода еще до недавнего времени сохранялось два храма – но Михайло-Архангельская церковь рухнула и сейчас осталась только Сретенская церковь 1886-1887 г. Стандартная, ничем особо не примечательная на вид, лишь обезображенная временем и людьми.
29. Продолжаю путь по разрушенным церквям – впереди останки каменной церкви в Хоробрице 1806 г., достроенной в 1866 г., но наполовину разобранной в советские годы.
30. Может церкви и выглядят печально, зато виды на Северную Двину не могут не радовать. Решаю продолжить движение в следующий пункт – Сию – лесными тропками (нелюбители песчаных колей могут с легкостью проделать этот путь по асфальту).
31. Не заблудиться здесь достаточно сложно.
32. Но указатели местных жителей не дадут пропасть.
33. И вправду, зачем кому-то Нью-Йорк с Парижем, когда вокруг такая красота?
34. Ни одна асфальтовая магистраль не заменит очарование простого деревянного моста. Или я не права?
35. Но вот и деревянная часовня в деревне Горской Сийского прихода, устроенная в конце XIX в. память о почившем императоре Александре II. Аккуратное и ухоженное строение поддерживается в порядке местными жителями.
36. А их указания продолжают направлять на путь истинный (или не очень). Кстати говоря, если на выезде из Сии пересечь трассу М8 прямо, то через несколько километров вы попадете в Антониево-Сийский мужской монастырь. Место очень красивое, историческое и обязательное к посещению.
37. У меня впереди еще несколько часовен. Первые две – из бывшего Брин-Наволоцкого прихода. Не доезжая поселка, сворачиваю с асфальта и еду по хорошо умятой в высокой траве колее вдоль берега к деревне Летняя.
38. Судя по церковному атласу, именно здесь была деревня Брин-Наволоцкая, в которой стояла часовня Георгия Победоносца, устроенная в 1727 г. Пишут, что в 1905 г. вся деревня сгорела кроме этой часовни и одного жилого дома напротив. Наверное, этим и объясняет, что сейчас деревня Летняя очень маленькая – около десятка домов, стоящих в одну линию, фасадами в сторону реки.
39. К настоящему времени от часовни остался только сруб «без окон, без дверей», но какой на ней замечательный крест!
40. Спустившись к берегу, можно найти отличное тихое место для рыбалки или отдыха. Только не опьянейте от сумасшедших запахов летних трав во время езды по этой красоте.
41. Еще одна часовня сохранилась в деревне Жилино. Скорее всего, она тоже построена в честь Георгия Победоносца в конце XIX века. Но сведения противоречивы.
42. Часовня клетская, из двух объемов с острой клинчатой кровлей. Притвор уже обрушился и сколько простоит основной сруб – неизвестно.
43. Подальше от грустных мыслей! Выезжаю на берег искупаться и насладиться тихим вечером. Небо снова хмурится.
44. На правом берегу, напротив современной Ракулы, сохранилась одна из жемчужин деревянного зодчества – Воскресенская церковь 1766 г., известная еще с рисунков Грабаря. Но и на этом берегу есть что посмотреть – в деревне Осередке спряталась еще одна миленькая Никольская часовенка.
45. Устроена она была в 1728 г., отреставрирована в 1775 и 1878 гг. По устному преданию, изначально построенная в деревне Часовенской, где будто бы явился маленький образ Николая Чудотворца, она неизвестно когда и почему была перенесена в Осередскую, где стоит по сей день, поддерживаемая в порядке местными жителями.
46. У часовни очень необычные геометрические формы, перепады объемов, изгиб кровли крыльца – мне еще не встречалось ничего подобного.
47. Совсем недалеко, в деревне Ульяново, тоже когда-то относящейся к Ракульскому приходу, стоит маленькая часовенка Преображения Господня, построенная в начале XX века и покрашенная в радостный желтый цвет.
48. Пока я фотографировала обновленную да подреставрированную часовню, ко мне вышла одна из ее смотрительниц – Лидия Федоровна. Мы с ней долго еще проговорили сначала на улице, потом и за чашкой чая – и о прошлом, и о настоящем. На этой неделе на часовню собираются поставить металлический крест, который уже готов, в сарае стоит. В будущем хотят и батюшку позвать из Сийского монастыря – освятить ее. Собирают средства всей деревней – каждому хочется, чтобы эта красота стояла и глаз радовала. Лидия Федоровна, нижайший Вам поклон и за теплый прием, и за интересные рассказы, и за то, что часовенку свою не бросаете. Вот на этой приятной ноте мне остается только попрощаться, сесть за руль и в короткую белую ночь умчать в Архангельск. Много еще интересного скрыто в районе Холмогор – но отложу это на следующую поездку.
1. Начну я свою поездку в Ныколе – небольшому кусту деревень в Холмогорском районе на левом берегу Северной Двины в 200 километрах от Архангельска. Здесь я переправляюсь на правый берег в поселок Двинской (не путать с поселком по соседству с Верхней Тоймой).
2. Паром частный, ходит достаточно часто, но в выходные бывает перегружен, т.к. он пока единственный на несколько десятков деревень правого берега. Мне повезло успеть на последний, дополнительный, рейс, организованный из-за большого скопления машин, желающих переправиться с того берега в этот воскресный вечер.
3. Переправившись, проезжаю Двинской и двигаюсь дальше по правому берегу. Именно в Двинском сосредоточена основная жизнь – там и школа, и основные магазины. На все правобережные деревни один участковый, но и жизнь гораздо спокойнее, чем на противоположном берегу – и дверей не запирают, и чужих вещей не берут. А какие пейзажи!
4. Первая остановка в деревне Погост – когда-то бывшей центром Хаврогорского прихода, существовавшего здесь с 1492 г. От погоста сохранилась поздняя теплая церковь Архистратига Михаила 1869 г. постройки.
5. В 20-х года прошлого века церковь была перестроена и использовалась в качестве школы. Сейчас ее восстановлением и поддержанием в порядке занимаются местные жители.
6. К Хаврогорскому приходу относилась и деревня Часовенская с сохранившейся часовней Георгия Победоносца 1731 г. Маленькая часовенка, украшенная шатром и звонницей, несомненно являлась главным украшением округи.
7. Часовня находится в центре деревни, и ее шатер хорошо виден еще издали. Отсюда же хорошо просматривается панорама величественных Зачачьевских храмов на противоположном берегу.
8. Состояние часовни очень плохое, звонница практически обрушилась, обшивка частично содрана. По словам одного из местных жителей ее собираются перевозить куда-то в Подмосковье. Будем надеяться, что это всего лишь слухи.
9. Пока я фотографировала, ко мне вышла и пожилая женщина, живущая в доме по соседству – рассказала, как ее в этой, по ее словам церкви, крестили. И как быстро умер мужик, снявший, по чьему-то указанию, с главки крест.
10. Пора двигаться дальше. Следующим после Хаврогорского на этом берегу Северной Двины располагался Пингишенский приход. В отличие от Хаврогорской волости, населенной еще с XIV века, в этой местности начало населения, очень малочисленного, относят к концу XV – началу XVI вв.
11. До нашего времени от прихода уцелели обе церкви: теплая зимняя церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы 1900 г. и летняя церковь Нерукотворного Образа Господня 1889 г. Ансамбль дополняли деревянная колокольня и ограда, но они до нашего времени не сохранились.
12. Храмы в Пингише очень напомнили мне похожие двойки в Тулгасе и Архангело – огромные, приземистые, не лишенные величия, но так разительно отличающиеся от тех изящных строений, которые строились зодчими парой столетий ранее.
13. Тем временем уже поздний вечер, паром давно не ходит и пора задуматься о ночлеге. Нахожу невдалеке от села уютный песчаный пляж и ставлю палатку. Теперь можно и закат поснимать.
14. С утра погода не радует. Возвращаюсь в Двинской на паром и начинаю обследовать левый берег. Первый делом – в Звоз. Возвращаться на трассу не имеет смысла – тут множество альтернативных дорожек.
15. Едешь так себе спокойно по сосновому бору и вдруг… чудское капище!
16. А объясняется просто – арт-резиденция Звозландия.
17. Что-то вроде Архстояния местного масштаба, организованного архангельской художницей, уроженкой этих мест.
18. Тем не менее, вид милейшего мамонтенка на улицах деревни не может не радовать.
19. Даже к своему «нулевому километру» жители подошли с творческим подходом.
20. Впрочем, если проехать в дальний конец деревни то можно найти и искусство вполне себе классическое - деревянный летний храм во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1891-1894 годах. Сейчас церковь восстановлена, именуется Свято-Казанской и радует глаз своей летней расцветкой.
21. История появления церкви на этом месте достаточно обычна. По преданию старожилов, в давние времена напротив нынешней Звозской деревни вдруг остановилось шедшее вверх по Двине судно и вынужденные сойти на берег судовладельцы нашли у одного из ручьев образ Николая Чудотворца. Отнеся его в деревню, они выстроили часовню, которую, спустя несколько перестроек, и заменила церковь, приписанная ранее к Ныкольскому приходу.
22. Но вернемся на трассу М8 и начнем движение в сторону Архангельска. Вот та самая деревня Ныкола, откуда я переправлялась, и где стоит главная церковь Ныкольского прихода – сильно разрушенный каменный Рождественский храм, завершенный в 1880 г. Кстати, почему Ныкольский? По одной из версий название происходит от реки Ныколы, впадающей в Северную Двину. По другой – название переделано из «Никольский», что можно предполагать из того, что в этих краях особо чтится образ Святителя Николая.
23. Всего 8 километров вперед и перед глазами церковь уже другого – Коскошинского - прихода. Деревянный Рождественский храм 1902 г. в перестроенном виде сохранился до наших дней, но почему-то оказался на частной, хоть и очень запущенной, территории.
24. Следующим пунктом моей программы стоит проведать Зачачьевские храмы – место куда более известное и многим знакомое.
25. История деревянной Никольской церкви полна приключений. Будучи изначально приходской церковью Емецкого острога, она была построена вскоре после Литовского разорения 1613 и 1614 гг. и в 1686 г. по прошению местных жителей перенесена – вместе с несохранившейся до наших дней Дмитровской церковью – за реку Чачу ближе к месту жительства прихожан. Что интересно, из двух перенесенных церквей в Зачачевской волости устроили три однопрестольных храма, вынеся Зосимо-Савватьевский придел Никольской церкви в отдельную постройку. В 1687 г. перенесенную и перестроенную Никольскую церковь освятили. В 1747 году эта же церковь загорелась от удара молнии, но пожар удалось потушить и здание восстановить (возможно, именно тогда появилось нехарактерное еще для XVII века кубоватое завершение), в 1748 г. храм освятили еще раз. Но и на этом злоключения не закончились. В 1909 году пришедшую в полную ветхость церковь было решено реставрировать методом полной переборки, столь популярным сейчас и вызывающим множество ожесточенных споров. В итоге сильно обновленная Никольская церковь была очередной раз освящена в 1914 году. Сейчас находится в заброшенном состоянии.
26. С кирпичным храмом все значительно проще: построенный в духе эклектики 1895 году, он с 90-х годов прошлого века восстанавливается местными жителями. Жаль только, что высокую стройную колокольню при реставрации заменили приземистой деревянной, грубо сложенной «в обло» даже не из бревен, а из бруса.
27. Впрочем, даже каменному Зачачьевскому храму повезло куда больше, чем Покрово-Богоявленскому Собору в Емецке 1808 г. Зато в округе сохранилось еще несколько деревянных сокровищ по реке Емце – но о них я расскажу в другой раз.
28. После Емецка снова сворачиваю с основной трассы и направляюсь в деревню Прилук. От Прилуцкого прихода еще до недавнего времени сохранялось два храма – но Михайло-Архангельская церковь рухнула и сейчас осталась только Сретенская церковь 1886-1887 г. Стандартная, ничем особо не примечательная на вид, лишь обезображенная временем и людьми.
29. Продолжаю путь по разрушенным церквям – впереди останки каменной церкви в Хоробрице 1806 г., достроенной в 1866 г., но наполовину разобранной в советские годы.
30. Может церкви и выглядят печально, зато виды на Северную Двину не могут не радовать. Решаю продолжить движение в следующий пункт – Сию – лесными тропками (нелюбители песчаных колей могут с легкостью проделать этот путь по асфальту).
31. Не заблудиться здесь достаточно сложно.
32. Но указатели местных жителей не дадут пропасть.
33. И вправду, зачем кому-то Нью-Йорк с Парижем, когда вокруг такая красота?
34. Ни одна асфальтовая магистраль не заменит очарование простого деревянного моста. Или я не права?
35. Но вот и деревянная часовня в деревне Горской Сийского прихода, устроенная в конце XIX в. память о почившем императоре Александре II. Аккуратное и ухоженное строение поддерживается в порядке местными жителями.
36. А их указания продолжают направлять на путь истинный (или не очень). Кстати говоря, если на выезде из Сии пересечь трассу М8 прямо, то через несколько километров вы попадете в Антониево-Сийский мужской монастырь. Место очень красивое, историческое и обязательное к посещению.
37. У меня впереди еще несколько часовен. Первые две – из бывшего Брин-Наволоцкого прихода. Не доезжая поселка, сворачиваю с асфальта и еду по хорошо умятой в высокой траве колее вдоль берега к деревне Летняя.
38. Судя по церковному атласу, именно здесь была деревня Брин-Наволоцкая, в которой стояла часовня Георгия Победоносца, устроенная в 1727 г. Пишут, что в 1905 г. вся деревня сгорела кроме этой часовни и одного жилого дома напротив. Наверное, этим и объясняет, что сейчас деревня Летняя очень маленькая – около десятка домов, стоящих в одну линию, фасадами в сторону реки.
39. К настоящему времени от часовни остался только сруб «без окон, без дверей», но какой на ней замечательный крест!
40. Спустившись к берегу, можно найти отличное тихое место для рыбалки или отдыха. Только не опьянейте от сумасшедших запахов летних трав во время езды по этой красоте.
41. Еще одна часовня сохранилась в деревне Жилино. Скорее всего, она тоже построена в честь Георгия Победоносца в конце XIX века. Но сведения противоречивы.
42. Часовня клетская, из двух объемов с острой клинчатой кровлей. Притвор уже обрушился и сколько простоит основной сруб – неизвестно.
43. Подальше от грустных мыслей! Выезжаю на берег искупаться и насладиться тихим вечером. Небо снова хмурится.
44. На правом берегу, напротив современной Ракулы, сохранилась одна из жемчужин деревянного зодчества – Воскресенская церковь 1766 г., известная еще с рисунков Грабаря. Но и на этом берегу есть что посмотреть – в деревне Осередке спряталась еще одна миленькая Никольская часовенка.
45. Устроена она была в 1728 г., отреставрирована в 1775 и 1878 гг. По устному преданию, изначально построенная в деревне Часовенской, где будто бы явился маленький образ Николая Чудотворца, она неизвестно когда и почему была перенесена в Осередскую, где стоит по сей день, поддерживаемая в порядке местными жителями.
46. У часовни очень необычные геометрические формы, перепады объемов, изгиб кровли крыльца – мне еще не встречалось ничего подобного.
47. Совсем недалеко, в деревне Ульяново, тоже когда-то относящейся к Ракульскому приходу, стоит маленькая часовенка Преображения Господня, построенная в начале XX века и покрашенная в радостный желтый цвет.
48. Пока я фотографировала обновленную да подреставрированную часовню, ко мне вышла одна из ее смотрительниц – Лидия Федоровна. Мы с ней долго еще проговорили сначала на улице, потом и за чашкой чая – и о прошлом, и о настоящем. На этой неделе на часовню собираются поставить металлический крест, который уже готов, в сарае стоит. В будущем хотят и батюшку позвать из Сийского монастыря – освятить ее. Собирают средства всей деревней – каждому хочется, чтобы эта красота стояла и глаз радовала. Лидия Федоровна, нижайший Вам поклон и за теплый прием, и за интересные рассказы, и за то, что часовенку свою не бросаете. Вот на этой приятной ноте мне остается только попрощаться, сесть за руль и в короткую белую ночь умчать в Архангельск. Много еще интересного скрыто в районе Холмогор – но отложу это на следующую поездку.