Приполярный Урал «на Лабутенах»
Добавлено: 15 мар 2016, 23:58
Приполярный Урал «на Лабутенах»
Наша команда:
Дима Пахом
Света
Ярослав "Шмель"
Алексей "Светлый" - штурман команды путешественников
Леха77
Слава Full-Size
Ярослав «Шмель» :
Еще раз убедился, что по жизни я везунчик, за что хвала Богу. Понимаю, что злоупотреблять этим не стоит и когда то обязательно не повезет, но это не в этот раз. К чему я это?! Наступила зима и «зачесалось» во всех местах: «НАДО ЕХАТЬ НА СЕВЕРА», серьезно не готовился и все мои попытки куда-нибудь поехать закончились неудачкой, по причине отсутствия попутчиков. И только я расслабился , успокоил жену, мол никуда не еду… Звонит мне Слава Фул Сайз и спрашивает: «а не желаешь?». Я ему: «ещё как желаю» Ну и понеслась!!! Собрание участников, утверждение маршрута, назначение руководителя, распределение обязанностей, утверждение даты старта, согласование необходимого снаряжения и шмурдяка всякого. Состав участников, уменьшение состава (обстоятельства), увеличение состава на один экипаж, собрание, чтоб познакомиться, первые взносы на закупки, уменьшение состава на один экипаж (обстоятельства).
Дмитрий Пахом:
На бумаге все кратко и красочно звучит, собрались, разобрались, назначили, распределили... На самом деле все немного сложнее. Поездка на Приполярный Урал, а если быть точнее пересечение приполярного Урала из точки А в точку Б совсем не тривиальный маршрут. Задача перед нами стояла ответственная и не простая, зайти со стороны Саранпауля с востока, а выйти уже в европейской части, в городе Инта. Протяженность данного маршрут что-то приблизительно 270 км . Начало свое берет в лесотундровой зоне ,плавно переходя в предгорье, затем надо преодолеть перевал и уже после этого плавно по долинам спуститься в Европу. Получается, сначала едем вверх с постоянным набором высоты, а уже начиная с границы Европа-Азия плавно спускаемся вниз. Но все это красиво на словах и на бумаге. Горы, хоть они и не очень крутые все-таки горы, а заснеженные горы это дополнительная нагрузка на машины и людей. Маршрут тяжелый, и проходился всего два раза в 12 и 13 году. В 12 году командой клуба 1ml. по целине, а в 13 Дмитрием Беспаловым по существующему в том году зимнику. Какая информация была у нас в 16 году. Скажу сразу неутешительная, мы изначально знали, на что идем. Еще в январе Аркадий Колодкин (экс. Ямальское Кольцо) связался с начальником базы и получил информацию, что никакого зимника с Саранпауля на Инту нет и не будет. Базу по разработке кварца законсервировали, движения техники нет, зимника нет. Привет ребята! Перед поездкой я связался с Саранпаулем, непосредственно с Усиком, который поведал, что в январе до базы геологов, которая находится в предгорье, в поселке Хальмер-Ю ходил уазик, что дальше по маршруту в сторону Инты он не в курсе. И вот с такой информацией мы полные оптимизма стали собираться в наше путешествие.
Ярослав «Шмель» :
В результате на старте три Тойоты: 80-ка (Дима Пахом и Света) и две зеленые 105-ки в одной Леха77 и Слава Фул Сайз, в другой Алексей Светлый и Ярослав Шмель. Все на 35 Йоке, все с одинаковыми движками и стремлением вперед! Маршрут: Москва – Пермь –Чусовой - Игрим – Саранпауль – Инта - Печора – Киров – Москва. Сведения о маршруте до Саранпауля были понятны, дальше по отчетам 12-го года и типа того…
Но когда отсутствие сведений о маршруте пугало путешественников, скорее наоборот узнать: «а что же там!»- главный мотиватор. Как известно путешествие начинается от порога дома, у нас со Светлым оно всегда начинается на кануне. Лешка приехал ко мне мы загрузили Беню (это моя 105-ка) и начали под рюмочку мастерить столик совершенно необходимый во время «пургования» в тундре, куда в машине рюмочку поставишь? С третьей попытки столик как то получился, решили переделать, как всегда, по возвращению.
Дмитрий Пахом:
С ребятам я был знаком почти заочно. Мы пару раз пересекались на мероприятиях. Первый раз это было в лохматом 12 году, второй раз мельком у нашего общего друга в городе Лабытнанги, Женьки Сказки, фамилия у него такая сказочная- Сказка (В гостях У Сказки) . Выше я писал ,что маршрут не прост как кажется на бумаге и проходить маршрут с не знакомыми людьми как бы не очень верно, но с ребятами очень хорошо знаком мой близкий друг Слава Full-Size, а Слава слов на ветер не бросает. В итоге у нас в команде пять мужчин и одна девушка, одна команда, но разные школы, так как мы хоть и занимаемся общим делом, но выпускники из разных клубов со своей спецификой и уставом. Была встреча участников перед выездом, так сказать знакомство поближе. На «совете» выдвинули кандидатуру капитана, и так как моя персона предложила всю эту авантюру, я был назначен главнокомандующим. Какое звание, да ! Теперь можно ходить, задрав нос и руки в брюки! Но как же это претит всему моему сознанию, когда как по разному устроено воспитание в клубах. Всю жизнь пропутешествовав, можно так сказать в «демократии» когда решения принимались на коллективном собрании, и тут на тебе, присвоено звание главнокомандующего. Пришлось смериться с этой участью и постараться понять, как правильно пользоваться этим ненавистным инструментом.
Ярослав «Шмель» :
Рано утром 12-го февраля мы тронулись в путь, место встречи на Ярославке как и в известном фильме «изменить нельзя» Первый Макдональдс после МКАДа! Все приехали заранее, мы с Лешкой аж за два часа… Нетерпение, возобладало над логикой. Зацокали своими поршнями-языками наши дизеля вливая нам в души покой и трепет ожидания новых впечатлений!
Первый день пути прошел на раз, были конечно и сильные волнения за пельмени, которые расположились с прочей заморозкой в ящиках-морозильниках, но поскольку на улице был плюс, морозильники не работали. С теплой водкой еще можно было мириться, а вот с вкуснейшими слипшимися пельменями не хотелось бы. Но после Костромы жизнь стала налаживаться, и ближе к Кирову было уже -12 морозца, что очень нас радовало. Заночевали на прекрасной дорожке в лесу, 200 км не доехав до Кирова. Белый снег, звезды, лес сделали свое дело и мы прекрасно провели вечер. Темп движения 700-800 км в день нами был принят как ненапряжный и отдыхательный!
13 февраля: За Кировом дорожка «порадовала», выбоины в пол 35-го колеса, фуры еле тащатся, пузотерки все в фигурах высшего пилотажа, в одном из таких раздолбанных поселков, я чуть не потерял левый супорт, один болт крепления потерял, благо рядом был магазин запчасти и там, милая барышня быстро подобрала подходящий болт и ремонт занял не более получаса. Пермь прошли уже ночью и начали искать место ночевки, на что потратили часа два. Мы с Лехой Светлым даже лебедку проверили забравшись в чащу по снегоходной дороге. В итоге заночевали недалеко от Чусового рядом с монастырем, в какой-то необитаемой деревеньке, или просто группе избушек. За бортом было уже -20.
14-го День Святого Валентина: Позавтракав, мы отправились посетить монастырь. Монастырь маленький, но очень приятный, по моим данным, где то на кладбище этого монастыря похоронены мои дедушка и бабушка. Я не видел их могил, так как все время зимой еду мимо, но всегда заезжаю туда и жертвую небольшую сумму на монастырь. После монастыря под ярким солнцем морозного( -24) утра мы рванули покорять перевал намереваясь быть в Сибири то бишь Азии еще до полудня! Стела Европа-Азия стоит выше дороги и следы к ней слабо выделялись из толщи нанесенного снега. «Вперед!» решили мы, но на накачанных колесах… пришлось сдуваться. Пока мы это делали, подкатил маленький праворукий джипчик, с него выскочили две красавицы, я бы сказал субтильного возраста, мы то подумали они хотят познакомиться с крутыми покорителями склона, но… пробежав мимо 105-ки Лехи77, барышни добежали до стелы, сфоткались, вернулись, сели в свою коробченку и скрылись за перевалом, а мы еще долго взбирались вверх, кто на спущенных колесах, кто на НЕ спущенных, чуть не потеряли моего штурмана, который решил упасть под колеса, потом фоткались, потом качали колеса…
День был прекрасным, покатались по округе, даже место для ночевки выбрали классное, лесорубы наши спасители, где они рубят, там у джиперов есть место для ночевки под луной. В этот вечер мы поняли, что часть денег потраченных на продукты практически выброшены. Наш Слава не ест БРОКОЛИ, ЦВЕТНУЮ КАПУСТУ и с его слов: «другую ГЕЙСКУЮ еду». С этого момента все в мире еда, одежда, напитки поделилось для участников нашего путешествия на ГЕЙСКОЕ и НЕ ГЕЙСКОЕ. Теперь нам всем с этим жить наверное до конца наших дней. Мы с Лешей испытали столик фуршетный и уснули не перебираясь на спальник прямо в креслах, мы так иногда делаем – столик нам О- о- о- чень понравился!
Дмитрий Пахом:
Добраться до Саранпауля можно двумя вполне гражданскими зимниками. Можно и не гражданскими, но сейчас речь о гражданских. С Югорска по технологической дороге на Игрим, а далее генеральное направление в сторону Сартынья-Сосьва-Ломбовож-Саранпауль. Очень живописный лесной зимник, кочковатый правда. Первая часть более рельефная и мало скоростная, от Игрима же зимник становится чуть более скоростным, появляются ровные длинные участки вдоль болот или непосредственно по ним. Тут он проходит непосредственно вдоль р Северной Сосьвы.
Второй зимник это дорога Саранпауль-газотрасса, потом дорога сворачивает в сторону громкоговорящего поселка Хулимсунт, а затем падает на север и приводит в Агириш, и в заключительной части заканчивается технологической дорогой в Югорск.
Ярослав «Шмель»:
15 февраля: Дошли до Игрима, по дороге заскакивали в Светлый, по просьбе Леши Светлого, поскольку было темно Светлый светил в Светлом.
На самом деле от Югорска был зимник на Саранпауль на 100 км короче, почему пошли через Игрим, да потому что зимник красивши и длиннее на 100 км!
Вообще то, 21 февраля в Саранпауле должен был состояться День оленевода, мы бы хотели его посетить, но в график никак он не вписывался, поскольку до Саранпауля нам осталось 283 км и с утра мы хотели их за ходовой день пройти, но злые языки шутили: «если не взберемся на перевал, то будет нам утешительный приз День оленевода на обратном пути» И эти шутки были оптимистичны, ведь мы абсолютно ничего не знали, что там за Саранпаулем, и тем более что там за перевалом.
16 февраля: Зимник на Саранпауль и правда оказался сказочно красивым, лес, река на берег выезжали постоянно, солнце, небольшой морозец, лучше фотки смотрите они часть наших эмоций может и передадут.
В Саранпауль приехали затемно. На въезде встретили пьяных в дрова местных на убитой в хлам пятерке Жигулях, попросили у меня масла 200 грамм, я дурак дал канистру, слили 2 литра и умчались куда то в ночь на зимник, ближайший город на котором через 540 км. Поселились в местном отеле: Двухкомнатный люкс с совмещенным санузлом, кухней и двумя спальнями. Комнату с двумя кроватями мы великодушно уступили разнополому экипажу, комнату с четырьмя хлипкими кроватками, стоящих на расстоянии 30 см друг от друга заняли сами.
На ужин решили приготовить что то изысканное паста с морепродуктами в сливочном соусе. Слава варил макароны, а я из них делал пасту. Одной пачки макарон Славе показалось мало и … закипела вода, две пачки макарон погрузились в кастрюльку разбухшие макароны, количеством на роту солдат, надо было откинуть и Слава это успешно сделал плюхнув все количество сразу в мойку, подавляя в себе приступы истерического смеха мы еще долго наблюдали за тем как Слава мыл макароны в мойке. Паста все равно удалась и прекрасно оттенила вкус холодной водочки. Самая веселуха началась к ночи, собственно мы четверо все храпим «немного», Когда выпьем –больше, находясь в одной комнатке сразу был объявлен конкурс «усни первым», я победил, но это не спасло меня от гнева на всех моих друзей, за то что они не дали мне поспать, причем каждый из них был такого же мнения, включая Диму со Светой за перегородкой.
Дмитрий Пахом:
С начала похода наша группа испробовала на себе гастрономические изыски в полном объеме. Был четко поставлен график питания и отходить от него означало получить два наряда вне очереди. Трех разовое дневное питание с возможностью перекуса в автомобилях во время движения. Мы ни куда не спешили, шли в ритме который всех устраивал и позволили себе вкусно принимать пищу.
О вкусном: В составе команды ходил маг внедорожной кулинарии и изысков Ярослав. Хозяин святая святых провианта. Могло случиться все что угодно, отказ техники, испарение горючего до состояния пусто, но остаться голодными мы просто не могли ни при каких обстоятельствах.
Кушал ли кто-нибудь из вас суп из море продуктов с имбирем , морской капустой кари и прочими специями, или пасту со сливочным соусом и мидиями, или брокколи со шкварками и тушенкой под сыром дружба, может конечно и ели в каком ни будь ресторане, а нам это подавали к столу на занесенных просторах Урала под рюмочку холодной водочки и бутербродик с салом. И вся готовка занимала у Ярослава не более 30-40 минут хотя готовил он все эти изыски не из сублиматов, а из свежезамороженных продуктов.!!!! Кто то выражает благодарности спонсорам консервов, а мы выражаем благодарность магу и волшебнику Ярославу.
Ярослав «Шмель»:
17 февраля: Информации в Саранпауле мы получили не много, но до базы Халмер-Ю дорогу обещали. И мы незамедлительно покинули село Саранпауль. Зимник был в два раза медленнее предыдущего, разогнаться более чем 20 км/час было невозможно, погода была пасмурной , снег сливался с небом, глаза вылезали на лоб. Были ледовые переправы, стихийно организованные, часть зимника по реке, по пути въехали на стойбище оленеводов, где купили рыбы для строганины.
Шли по свежим следам гусянки и следам оленьего стада, как выяснилось потом и то и другое, это оленеводы перемещались в сторону Дня оленевода! До вечера мы прошли 109 км и добрались до базы, где ночью среди заваленной невероятной толщей снега увидели огромное кладбище карьерной техники. Дорога на базе была почищена бульдозером, что вселяло нам надежды на дальнейшее продвижения, но количество снега поумерило наш пыл.
Дмитрий Пахом:
Тут я, наверное, сделаю отступление, которое коснется материальной части автомобилей, а также оснащению машин, немного вернусь назад в историю. Историю с зимнем походом 14 года в Карпаты ( Карпатский Траверс). Та поездка принесла в копилку знаний много полезной информации, забегая вперед скажу, что условия тогда были очень схожи с условиями приполярного Урала. Отличие только в составе снега и его количестве в долинах и на склонах.
Так вот уже по опыту зная, что нас ждет, первое, что пришлось мне сделать это по максимуму облегчить машину, не малое количество времени было уделено этому вопросу. Так что же выкинуть, а что взять полегче? Разобравшись с походными шмотками и взяв все самое легкое, встал второй очень важный вопрос это топливо. От него не избавится никак и без него не выжить ни как. Патовая ситуация получается. Но немного поразмыслив и опираясь на опыт прошлых походов было принято решение все топливо и все тяжелые вещи разместить ближе к центру автомобиля, чтобы как можно больше разгрузить заднюю часть автомобиля и добиться симметричной развесовки авто в пределах разумного. Все топливо я разместил в ногах задних пассажиров и вместо сидения задних пассажиров. Использовав при этом очень легкий лодочный бак на 75 литров и добавил в пару к нему пластиковых плоских канистр. А в багажнике ехали вещи, которые занимали объем, но немного прибавляли к массе авто. Результат не заставил себя ждать. В итоге на борту используя штатный бак получилось 240 литров топлива. Мы с таким расчетом и считали, литр на километр, но в реальности на перевале мы затратили гораздо больше. Я не упоминаю об уже набивших мозоль железных силовых бамперах, подножках, тяжеленых багажниках и другого брутального эксп. оборудования. Всего этого на машине нет, хватит, наездился в свое время.
Еще одна важная деталь это лифт автомобиля и как он влияет на устойчивость авто именно в горах. Лифт в горах, ни для кого не секрет это проблема. Проблема связанная с центром тяжести авто в системе расчета авто-склон. Чем ниже, тем устойчивее и меньше вероятности положить машину на бок. Вот со всем этим пунктам ребятам впоследствии пришлось столкнуться, но об этом чуть ниже.
Ярослав «Шмель»:
18 февраля: При дневном свете нашли людей, поговорили со сторожем, солярки нет, информации нет, даже чаю не предложил, что для этих мест не характерно. На выезде с базы встретили бульдозер, бульдозерист оказался разговорчивее. Сказал, что четыре дня назад Трекол бегал в Инту, но на перевале попал в пургу, заблудился, просил помощи, но выбрался сам и сказал, что снега со стороны Европы меньше, это нас порадовало. Поблагодарив доброго человека, двинулись дальше. По лесу колею Трекола видно хорошо, но ехать по ней то еще удовольствие, постоянно сваливаешься то внутрь в межколейку, но наружу по наклону, тяжелые тойоты постоянно из-за развесовки роняли зад, пока вкатились, разворочали все на свете. К концу дня вышли в тундру, там снег получше топчется, но след заметён, совсем не видно. За день прошли 16 км, дальше тундра и резко в гору с 500 на 750 метров, встали на ночевку.
Дмитрий Пахом:
Ярослав очень скромно описывает этот живописный участок маршрута, который составил всего 15 км. Итак, о чем я повествовал выше в полной мере вылилось на друзей. От Хальмер Ю в стороны Инты совсем недавно ходил Трекол по каким то своим делам, а это значит что он ходил туда и вернулся, а это значит дважды, что мы имеем колею, след от Трекола недельной давности, и по информации с базы всю последнюю неделю не выпало ни одной снежинки кроме того дня когда боролся за свою жизнь Трекол. Так вот нам несказанно повезло! У нас есть след, без следа все, что нам светило это грустно топтать снег вокруг Хальмер-Ю и ни с чем вернуться в Саранпауль. Снега в этом году на Урале много, этим «порадовал» Усик в Саранпауле. Вот тут впервые и сказались недостатки тяжелых машин. Мы со Светой топтали колею, она героически копала причем, я частенько вылетал из колеи Трекола. На относительно ровных лесных участках все было терпимо. Проблемы начались на подъемах и кренах. Машины у ребят отказывались ехать даже по натоптанной мной колее. Во первых из-за того что центр тяжести высоко, и что машины имеют багажники на крыше на которых продуктовые ящики и запасные колеса. Задняя ось все время норовила спрыгнуть вниз по склону. Во вторых масса авто была значительно больше и развесовка не соответствовала пропорции, на заднюю ось приходила вся нагрузка, они перетаптывали мою колею заново, просто проминая ее весом и часто закапывались. Ох и наИпались мы за этот день. Постоянное вытаскивание свалившейся задней части автомобиля вниз по склону. Вот тут, кстати, опять оправдался метод независимых блокировок колес. Передняя и задняя меж колёсные блокировки должны быть не зависимы друг от друга и включаться самостоятельно. Технологию выработали достаточно быстро. Свалилась задняя ось, блокировки в OFF. Переднюю часть под более острым углом вверх по склону под 30-40 градусов к полотну колеи натаптывая себе дорогу вверх по склону ,чтобы задняя ось авто вышла вверх по склону и встала обратно на колею. Отмечу, что наша машина таких проблем не испытывала. В связи с такими условиями продвижения скорость передвижения сократилась во много раз.
И вот нежданно пришла ночь, вот так прям сразу….. и на небе взошла луна. Гигантский прожектор на небе осветил всю долину, в которую мы вкатились, да еще случилось полнолуние. Долина это один большой сплошной перемет, какие действия предпринять?, разгон и на глиссер, если скорость в 20 км /ч можно назвать глиссером, и лететь с такой необычайно высокой скоростью теряя тапки и волосы назад. Как оказалось, нам со Светой так хорошо глиссировалось, что даже рация ответила полной тишиной в эфире….. И вот в долине при полном лунном прожекторе накрыл нас первый «дзинь» Странное ощущение. Маленькая частичка вещества, зажатая между гор в долине при полной луне. Удивительное безветрие и тишина, от которой звенит в ушах. Полчаса пролетели как одно мгновение, а потом прибежала «хитрая» мысль, а друзей то нет и не слышно. Взяли мы со Светой руки в ноги и побрели вниз по долине, под исходящим светом от большого белого прожектора на небе.
А внизу в это время одна единственная елочка сопротивлялась натиску двух совершенно чуждых здесь предметов….. Еще пять часов борьбы с долиной, с лопатами, с природой, с самими собой и мы ночуем на занесенной траверсе, а ночью так сладко дуло и завывало снаружи, что все наши потуги смело с тела земли. Седой Урал посмеялся над нами, а потом пришло утро…
Ярослав «Шмель»:
19 февраля: В гору ехать труднее.
Забрались на 750 м, впервые прозвучало «Это перевал!».
Перед нами открылась потрясающая долина, дальше резко вниз, пейзаж убедительно напоминал перевал, но смущала одна деталь, по имеющимся данным высота перевала 850 м. Отправили вниз разведывательную машину Пахома. Добравшись до низины, он как то безнадежно застрял, а когда мы спустились с лопатами, оставив машины на верху, мы поняли размер этой безнадежности. Рельеф с 750 м спускался на 600, затем резко вверх до 850. Мы не доехали до перевала по прямой 1.7, по треку 4 км. Снег в рост человека, выйти на перевал ни одного шанса, именно здесь Трекол бился за жизнь. По имеющимся трекам подъем проходил по террасному серпантинчику, который был полностью занесен и ни найти, ни откопать его не представлялось возможным даже с батальоном таджиков. Мы приняли решение, все назад на День оленевода! Решение то приняли, но надо было выполнить два действия: откопать и развернуть 80-ку Димы, потом наши машины. Чем мы незамедлительно занялись. Если бы мне кто то, до этого дня сказал, что вшестером возможно развернуть на 180 градусов авто весом около трех тонн, на крутом склоне с бездонным снегом, я бы не поверил! Мы это сделали! Остальные машины оставили на утро. За ужином нам предстояла трудная задачка: решить, либо мы с утра стрем глав несемся в Саранпауль на День оленевода, либо с утра развернем машины, объявляем дневку, идем пешком на перевал, после ужина РЕЛАКС, коньяк, сигары и потом безудержный танец под Л А Б У Т Е Н Ы!!! Было принято единственно правильное решение: ЛАБУТЕНЫ.
Дмитрий Пахом:
Лабутены пришли с утра. За этот день мы поставили рекорд по расстоянию и расходу топлива на автомобиль. Суммарно проехав за световой день 1,5 км при дневном расходе 20 литров. Если в других, более привычных цифрах то 1320 литров топлива на 100 км пути. Когда описывал методы применяемые при борьбе со снегом забыл упомянуть метод лопаты двух ПП, метод Профессора-Петрова. Смысл метода таков: подставлять металлическую лопату под сваливающуюся заднюю ось, тем самым предотвращая дальнейшее скатывание оси вниз по склону. Метод действенен и прекрасно работает.
Так вот солнечный и прекрасный день прошел под лозунгом, мы прошли метр, ура! Еще 4 км и мы на перевале! Но на закате дня все закончилось. Завершилось неизбежностью перед неизбежным. Трекол не просто так просит помощи, такая техника просит помощи только в крайних ситуациях. Перевал замело, совсем замело. Ни траверса, ни рельефа склона, ничего нет, сплошная снежная стена с хорошим уклоном и бездонным снегом. Фенита ля комедия…..
Потом происходило героическое вызволение из снежного плена нашего авто, но это уже все потом….
Ярослав «Шмель»:
20 февраля: Дневка, как прекрасно всегда это понятие. И мы, достаточно быстро развернув машины, за часик-полтора, засобирались в пеший поход. Вдруг мы с Лехой77 выяснили, что идти то нам и не в чем, унты, в которых мы так хорошо чувствовали себя за рулем, очень скользкие и не годятся для этого, ну никак! Валенки и короткие ботинки тоже! Ну а более подготовленная часть группы отправились в путь. Дальше с их слов. Взбирались на перевал на карачках, что подтвердило разумность нашего решения о развороте. Кроме того снега в Европе оказалось ничуть не меньше. Славе оказалось мало перевала, и он покорил еще и близлежащую вершину, чем покорил и нас всех, еще пуще прежнего. По возвращению ребят ждал обед, плавно переходящий в ужин с коньяком сигарами и думами о вечном сидя на 750 метровом перевале и глядя на 850 метровый. Потом конечно были танцы с усиленным звуком и высокоинтеллектуальным произведением Шнурова ЛАБУТЕНЫ или как там оно называется!
Дмитрий Пахом:
Седой Урал посмеялся над кучкой глупцов в очередной раз, но в виде поощрения наградил нас тихой стихией, большим ярким шаром на бирюзовом небе, а на десерт преподнес белое безмолвие. А дальше, а что дальше? Накрыло второй волной, подкрался «второй дзинь»
Ярослав «Шмель»:
21 февраля: Назад по своим следам ехалось лучше, чем сюда, но не на много. При пособничестве прекрасной солнечной погоды мы выдвинулись с утра, на сколько смогли после ночного праздника. В Халмер-Ю приехали вечером. Весь день прошел под девизом: «Лучше медленно ехать, чем быстро копать!» Шли на первой пониженной, любая попытка ускориться приводила к сваливанию с колеи, хотя внешне колея после нас походила на асфальт, но…
Хальмер-Ю, проскочили не притормаживая, подкачав колеса до 0.7, после 0.2 казалось мы на асфальте, набрали вкуснейшей воды из ручья, на котором взломали лед при пересечении. Правда я по наледи слетел с дороги, пришлось меня спасать, затем разгадав дорожные знаки местных оленеводов в виде треног с напяленной сверху курткой, рванули дальше и заночевали на зимнике около избы, в которой и поужинали, восседая на оленьих шкурах.
22 февраля: В Саранпауле были к обеду,
надеялись застать осколки празднования Дня оленевода, но увы, кроме спящего в УаЗ-е, слетевшего с зимника, в хлам пьяного водителя, которому мы поначалу пытались помочь, но сразу поняли что он так припарковался, а статью об опасности спать при работающем бензиновом двигателе в сугробе он не читал. Оставив депрессивный Саранпауль позади,
потратив время на заправку и покупку хлеба мы решили ехать на Югорск (540 км) быть там к обеду 23-го, снять квартиру, помыться и отметить собственно 23-е. Заночевали проехав населенный пункт с поэтическим названием Хулимсунт.
23 февраля: Мы в Югорске к обеду, сняли две квартиры. В одну отправили молодых в другой, оставшиеся бруталы обосновались. Душевая кабина с музыкой и светомузыкой привела некоторых поселившихся в первобытный восторг. А пожаренная картошка и стейки из корейки свинины довели восторг до оргазма! Третей степени! С праздником нас! В армии правда я один служил, но это не омрачило праздника.
24 февраля: Выдвинулись домой, по дороге встретились с ребятами «Притяжение Арктики». Они нас поблагодарили за колею к стеле «Европа-Азия». Пожелали им удачи, они нам хорошей дороги.
Дорога была не очень, дрызготня, проскочили перевал с не очень большим количеством зависших на подъемах фур. Заночевали на нашем месте у монастыря. 25-го дорога еще хуже фуры висели до Перми. Трафик очень плотный, вылетая на межколейку, сильно таскает, ушли на срезку напрямую на Казань, дорога плохая, но трафик 0-й. На срезке и заночевали. 26-го прошли Нижний, там и встали на ночевку.
27-го, что бы не нарушать традицию: обязательного, трехразового питания, пообедали под Ногинском, после чего обнялись и впоролись в московские субботние пробки, но это, увы проза!
11.03.16 Приполярный Урал.
Весь альбом Урал Приполярный под спойлером.
Наша команда:
Дима Пахом
Света
Ярослав "Шмель"
Алексей "Светлый" - штурман команды путешественников
Леха77
Слава Full-Size
Ярослав «Шмель» :
Еще раз убедился, что по жизни я везунчик, за что хвала Богу. Понимаю, что злоупотреблять этим не стоит и когда то обязательно не повезет, но это не в этот раз. К чему я это?! Наступила зима и «зачесалось» во всех местах: «НАДО ЕХАТЬ НА СЕВЕРА», серьезно не готовился и все мои попытки куда-нибудь поехать закончились неудачкой, по причине отсутствия попутчиков. И только я расслабился , успокоил жену, мол никуда не еду… Звонит мне Слава Фул Сайз и спрашивает: «а не желаешь?». Я ему: «ещё как желаю» Ну и понеслась!!! Собрание участников, утверждение маршрута, назначение руководителя, распределение обязанностей, утверждение даты старта, согласование необходимого снаряжения и шмурдяка всякого. Состав участников, уменьшение состава (обстоятельства), увеличение состава на один экипаж, собрание, чтоб познакомиться, первые взносы на закупки, уменьшение состава на один экипаж (обстоятельства).
Дмитрий Пахом:
На бумаге все кратко и красочно звучит, собрались, разобрались, назначили, распределили... На самом деле все немного сложнее. Поездка на Приполярный Урал, а если быть точнее пересечение приполярного Урала из точки А в точку Б совсем не тривиальный маршрут. Задача перед нами стояла ответственная и не простая, зайти со стороны Саранпауля с востока, а выйти уже в европейской части, в городе Инта. Протяженность данного маршрут что-то приблизительно 270 км . Начало свое берет в лесотундровой зоне ,плавно переходя в предгорье, затем надо преодолеть перевал и уже после этого плавно по долинам спуститься в Европу. Получается, сначала едем вверх с постоянным набором высоты, а уже начиная с границы Европа-Азия плавно спускаемся вниз. Но все это красиво на словах и на бумаге. Горы, хоть они и не очень крутые все-таки горы, а заснеженные горы это дополнительная нагрузка на машины и людей. Маршрут тяжелый, и проходился всего два раза в 12 и 13 году. В 12 году командой клуба 1ml. по целине, а в 13 Дмитрием Беспаловым по существующему в том году зимнику. Какая информация была у нас в 16 году. Скажу сразу неутешительная, мы изначально знали, на что идем. Еще в январе Аркадий Колодкин (экс. Ямальское Кольцо) связался с начальником базы и получил информацию, что никакого зимника с Саранпауля на Инту нет и не будет. Базу по разработке кварца законсервировали, движения техники нет, зимника нет. Привет ребята! Перед поездкой я связался с Саранпаулем, непосредственно с Усиком, который поведал, что в январе до базы геологов, которая находится в предгорье, в поселке Хальмер-Ю ходил уазик, что дальше по маршруту в сторону Инты он не в курсе. И вот с такой информацией мы полные оптимизма стали собираться в наше путешествие.
Ярослав «Шмель» :
В результате на старте три Тойоты: 80-ка (Дима Пахом и Света) и две зеленые 105-ки в одной Леха77 и Слава Фул Сайз, в другой Алексей Светлый и Ярослав Шмель. Все на 35 Йоке, все с одинаковыми движками и стремлением вперед! Маршрут: Москва – Пермь –Чусовой - Игрим – Саранпауль – Инта - Печора – Киров – Москва. Сведения о маршруте до Саранпауля были понятны, дальше по отчетам 12-го года и типа того…
Но когда отсутствие сведений о маршруте пугало путешественников, скорее наоборот узнать: «а что же там!»- главный мотиватор. Как известно путешествие начинается от порога дома, у нас со Светлым оно всегда начинается на кануне. Лешка приехал ко мне мы загрузили Беню (это моя 105-ка) и начали под рюмочку мастерить столик совершенно необходимый во время «пургования» в тундре, куда в машине рюмочку поставишь? С третьей попытки столик как то получился, решили переделать, как всегда, по возвращению.
Дмитрий Пахом:
С ребятам я был знаком почти заочно. Мы пару раз пересекались на мероприятиях. Первый раз это было в лохматом 12 году, второй раз мельком у нашего общего друга в городе Лабытнанги, Женьки Сказки, фамилия у него такая сказочная- Сказка (В гостях У Сказки) . Выше я писал ,что маршрут не прост как кажется на бумаге и проходить маршрут с не знакомыми людьми как бы не очень верно, но с ребятами очень хорошо знаком мой близкий друг Слава Full-Size, а Слава слов на ветер не бросает. В итоге у нас в команде пять мужчин и одна девушка, одна команда, но разные школы, так как мы хоть и занимаемся общим делом, но выпускники из разных клубов со своей спецификой и уставом. Была встреча участников перед выездом, так сказать знакомство поближе. На «совете» выдвинули кандидатуру капитана, и так как моя персона предложила всю эту авантюру, я был назначен главнокомандующим. Какое звание, да ! Теперь можно ходить, задрав нос и руки в брюки! Но как же это претит всему моему сознанию, когда как по разному устроено воспитание в клубах. Всю жизнь пропутешествовав, можно так сказать в «демократии» когда решения принимались на коллективном собрании, и тут на тебе, присвоено звание главнокомандующего. Пришлось смериться с этой участью и постараться понять, как правильно пользоваться этим ненавистным инструментом.
Ярослав «Шмель» :
Рано утром 12-го февраля мы тронулись в путь, место встречи на Ярославке как и в известном фильме «изменить нельзя» Первый Макдональдс после МКАДа! Все приехали заранее, мы с Лешкой аж за два часа… Нетерпение, возобладало над логикой. Зацокали своими поршнями-языками наши дизеля вливая нам в души покой и трепет ожидания новых впечатлений!
Первый день пути прошел на раз, были конечно и сильные волнения за пельмени, которые расположились с прочей заморозкой в ящиках-морозильниках, но поскольку на улице был плюс, морозильники не работали. С теплой водкой еще можно было мириться, а вот с вкуснейшими слипшимися пельменями не хотелось бы. Но после Костромы жизнь стала налаживаться, и ближе к Кирову было уже -12 морозца, что очень нас радовало. Заночевали на прекрасной дорожке в лесу, 200 км не доехав до Кирова. Белый снег, звезды, лес сделали свое дело и мы прекрасно провели вечер. Темп движения 700-800 км в день нами был принят как ненапряжный и отдыхательный!
13 февраля: За Кировом дорожка «порадовала», выбоины в пол 35-го колеса, фуры еле тащатся, пузотерки все в фигурах высшего пилотажа, в одном из таких раздолбанных поселков, я чуть не потерял левый супорт, один болт крепления потерял, благо рядом был магазин запчасти и там, милая барышня быстро подобрала подходящий болт и ремонт занял не более получаса. Пермь прошли уже ночью и начали искать место ночевки, на что потратили часа два. Мы с Лехой Светлым даже лебедку проверили забравшись в чащу по снегоходной дороге. В итоге заночевали недалеко от Чусового рядом с монастырем, в какой-то необитаемой деревеньке, или просто группе избушек. За бортом было уже -20.
14-го День Святого Валентина: Позавтракав, мы отправились посетить монастырь. Монастырь маленький, но очень приятный, по моим данным, где то на кладбище этого монастыря похоронены мои дедушка и бабушка. Я не видел их могил, так как все время зимой еду мимо, но всегда заезжаю туда и жертвую небольшую сумму на монастырь. После монастыря под ярким солнцем морозного( -24) утра мы рванули покорять перевал намереваясь быть в Сибири то бишь Азии еще до полудня! Стела Европа-Азия стоит выше дороги и следы к ней слабо выделялись из толщи нанесенного снега. «Вперед!» решили мы, но на накачанных колесах… пришлось сдуваться. Пока мы это делали, подкатил маленький праворукий джипчик, с него выскочили две красавицы, я бы сказал субтильного возраста, мы то подумали они хотят познакомиться с крутыми покорителями склона, но… пробежав мимо 105-ки Лехи77, барышни добежали до стелы, сфоткались, вернулись, сели в свою коробченку и скрылись за перевалом, а мы еще долго взбирались вверх, кто на спущенных колесах, кто на НЕ спущенных, чуть не потеряли моего штурмана, который решил упасть под колеса, потом фоткались, потом качали колеса…
День был прекрасным, покатались по округе, даже место для ночевки выбрали классное, лесорубы наши спасители, где они рубят, там у джиперов есть место для ночевки под луной. В этот вечер мы поняли, что часть денег потраченных на продукты практически выброшены. Наш Слава не ест БРОКОЛИ, ЦВЕТНУЮ КАПУСТУ и с его слов: «другую ГЕЙСКУЮ еду». С этого момента все в мире еда, одежда, напитки поделилось для участников нашего путешествия на ГЕЙСКОЕ и НЕ ГЕЙСКОЕ. Теперь нам всем с этим жить наверное до конца наших дней. Мы с Лешей испытали столик фуршетный и уснули не перебираясь на спальник прямо в креслах, мы так иногда делаем – столик нам О- о- о- чень понравился!
Дмитрий Пахом:
Добраться до Саранпауля можно двумя вполне гражданскими зимниками. Можно и не гражданскими, но сейчас речь о гражданских. С Югорска по технологической дороге на Игрим, а далее генеральное направление в сторону Сартынья-Сосьва-Ломбовож-Саранпауль. Очень живописный лесной зимник, кочковатый правда. Первая часть более рельефная и мало скоростная, от Игрима же зимник становится чуть более скоростным, появляются ровные длинные участки вдоль болот или непосредственно по ним. Тут он проходит непосредственно вдоль р Северной Сосьвы.
Второй зимник это дорога Саранпауль-газотрасса, потом дорога сворачивает в сторону громкоговорящего поселка Хулимсунт, а затем падает на север и приводит в Агириш, и в заключительной части заканчивается технологической дорогой в Югорск.
Ярослав «Шмель»:
15 февраля: Дошли до Игрима, по дороге заскакивали в Светлый, по просьбе Леши Светлого, поскольку было темно Светлый светил в Светлом.
На самом деле от Югорска был зимник на Саранпауль на 100 км короче, почему пошли через Игрим, да потому что зимник красивши и длиннее на 100 км!
Вообще то, 21 февраля в Саранпауле должен был состояться День оленевода, мы бы хотели его посетить, но в график никак он не вписывался, поскольку до Саранпауля нам осталось 283 км и с утра мы хотели их за ходовой день пройти, но злые языки шутили: «если не взберемся на перевал, то будет нам утешительный приз День оленевода на обратном пути» И эти шутки были оптимистичны, ведь мы абсолютно ничего не знали, что там за Саранпаулем, и тем более что там за перевалом.
16 февраля: Зимник на Саранпауль и правда оказался сказочно красивым, лес, река на берег выезжали постоянно, солнце, небольшой морозец, лучше фотки смотрите они часть наших эмоций может и передадут.
В Саранпауль приехали затемно. На въезде встретили пьяных в дрова местных на убитой в хлам пятерке Жигулях, попросили у меня масла 200 грамм, я дурак дал канистру, слили 2 литра и умчались куда то в ночь на зимник, ближайший город на котором через 540 км. Поселились в местном отеле: Двухкомнатный люкс с совмещенным санузлом, кухней и двумя спальнями. Комнату с двумя кроватями мы великодушно уступили разнополому экипажу, комнату с четырьмя хлипкими кроватками, стоящих на расстоянии 30 см друг от друга заняли сами.
На ужин решили приготовить что то изысканное паста с морепродуктами в сливочном соусе. Слава варил макароны, а я из них делал пасту. Одной пачки макарон Славе показалось мало и … закипела вода, две пачки макарон погрузились в кастрюльку разбухшие макароны, количеством на роту солдат, надо было откинуть и Слава это успешно сделал плюхнув все количество сразу в мойку, подавляя в себе приступы истерического смеха мы еще долго наблюдали за тем как Слава мыл макароны в мойке. Паста все равно удалась и прекрасно оттенила вкус холодной водочки. Самая веселуха началась к ночи, собственно мы четверо все храпим «немного», Когда выпьем –больше, находясь в одной комнатке сразу был объявлен конкурс «усни первым», я победил, но это не спасло меня от гнева на всех моих друзей, за то что они не дали мне поспать, причем каждый из них был такого же мнения, включая Диму со Светой за перегородкой.
Дмитрий Пахом:
С начала похода наша группа испробовала на себе гастрономические изыски в полном объеме. Был четко поставлен график питания и отходить от него означало получить два наряда вне очереди. Трех разовое дневное питание с возможностью перекуса в автомобилях во время движения. Мы ни куда не спешили, шли в ритме который всех устраивал и позволили себе вкусно принимать пищу.
О вкусном: В составе команды ходил маг внедорожной кулинарии и изысков Ярослав. Хозяин святая святых провианта. Могло случиться все что угодно, отказ техники, испарение горючего до состояния пусто, но остаться голодными мы просто не могли ни при каких обстоятельствах.
Кушал ли кто-нибудь из вас суп из море продуктов с имбирем , морской капустой кари и прочими специями, или пасту со сливочным соусом и мидиями, или брокколи со шкварками и тушенкой под сыром дружба, может конечно и ели в каком ни будь ресторане, а нам это подавали к столу на занесенных просторах Урала под рюмочку холодной водочки и бутербродик с салом. И вся готовка занимала у Ярослава не более 30-40 минут хотя готовил он все эти изыски не из сублиматов, а из свежезамороженных продуктов.!!!! Кто то выражает благодарности спонсорам консервов, а мы выражаем благодарность магу и волшебнику Ярославу.
Ярослав «Шмель»:
17 февраля: Информации в Саранпауле мы получили не много, но до базы Халмер-Ю дорогу обещали. И мы незамедлительно покинули село Саранпауль. Зимник был в два раза медленнее предыдущего, разогнаться более чем 20 км/час было невозможно, погода была пасмурной , снег сливался с небом, глаза вылезали на лоб. Были ледовые переправы, стихийно организованные, часть зимника по реке, по пути въехали на стойбище оленеводов, где купили рыбы для строганины.
Шли по свежим следам гусянки и следам оленьего стада, как выяснилось потом и то и другое, это оленеводы перемещались в сторону Дня оленевода! До вечера мы прошли 109 км и добрались до базы, где ночью среди заваленной невероятной толщей снега увидели огромное кладбище карьерной техники. Дорога на базе была почищена бульдозером, что вселяло нам надежды на дальнейшее продвижения, но количество снега поумерило наш пыл.
Дмитрий Пахом:
Тут я, наверное, сделаю отступление, которое коснется материальной части автомобилей, а также оснащению машин, немного вернусь назад в историю. Историю с зимнем походом 14 года в Карпаты ( Карпатский Траверс). Та поездка принесла в копилку знаний много полезной информации, забегая вперед скажу, что условия тогда были очень схожи с условиями приполярного Урала. Отличие только в составе снега и его количестве в долинах и на склонах.
Так вот уже по опыту зная, что нас ждет, первое, что пришлось мне сделать это по максимуму облегчить машину, не малое количество времени было уделено этому вопросу. Так что же выкинуть, а что взять полегче? Разобравшись с походными шмотками и взяв все самое легкое, встал второй очень важный вопрос это топливо. От него не избавится никак и без него не выжить ни как. Патовая ситуация получается. Но немного поразмыслив и опираясь на опыт прошлых походов было принято решение все топливо и все тяжелые вещи разместить ближе к центру автомобиля, чтобы как можно больше разгрузить заднюю часть автомобиля и добиться симметричной развесовки авто в пределах разумного. Все топливо я разместил в ногах задних пассажиров и вместо сидения задних пассажиров. Использовав при этом очень легкий лодочный бак на 75 литров и добавил в пару к нему пластиковых плоских канистр. А в багажнике ехали вещи, которые занимали объем, но немного прибавляли к массе авто. Результат не заставил себя ждать. В итоге на борту используя штатный бак получилось 240 литров топлива. Мы с таким расчетом и считали, литр на километр, но в реальности на перевале мы затратили гораздо больше. Я не упоминаю об уже набивших мозоль железных силовых бамперах, подножках, тяжеленых багажниках и другого брутального эксп. оборудования. Всего этого на машине нет, хватит, наездился в свое время.
Еще одна важная деталь это лифт автомобиля и как он влияет на устойчивость авто именно в горах. Лифт в горах, ни для кого не секрет это проблема. Проблема связанная с центром тяжести авто в системе расчета авто-склон. Чем ниже, тем устойчивее и меньше вероятности положить машину на бок. Вот со всем этим пунктам ребятам впоследствии пришлось столкнуться, но об этом чуть ниже.
Ярослав «Шмель»:
18 февраля: При дневном свете нашли людей, поговорили со сторожем, солярки нет, информации нет, даже чаю не предложил, что для этих мест не характерно. На выезде с базы встретили бульдозер, бульдозерист оказался разговорчивее. Сказал, что четыре дня назад Трекол бегал в Инту, но на перевале попал в пургу, заблудился, просил помощи, но выбрался сам и сказал, что снега со стороны Европы меньше, это нас порадовало. Поблагодарив доброго человека, двинулись дальше. По лесу колею Трекола видно хорошо, но ехать по ней то еще удовольствие, постоянно сваливаешься то внутрь в межколейку, но наружу по наклону, тяжелые тойоты постоянно из-за развесовки роняли зад, пока вкатились, разворочали все на свете. К концу дня вышли в тундру, там снег получше топчется, но след заметён, совсем не видно. За день прошли 16 км, дальше тундра и резко в гору с 500 на 750 метров, встали на ночевку.
Дмитрий Пахом:
Ярослав очень скромно описывает этот живописный участок маршрута, который составил всего 15 км. Итак, о чем я повествовал выше в полной мере вылилось на друзей. От Хальмер Ю в стороны Инты совсем недавно ходил Трекол по каким то своим делам, а это значит что он ходил туда и вернулся, а это значит дважды, что мы имеем колею, след от Трекола недельной давности, и по информации с базы всю последнюю неделю не выпало ни одной снежинки кроме того дня когда боролся за свою жизнь Трекол. Так вот нам несказанно повезло! У нас есть след, без следа все, что нам светило это грустно топтать снег вокруг Хальмер-Ю и ни с чем вернуться в Саранпауль. Снега в этом году на Урале много, этим «порадовал» Усик в Саранпауле. Вот тут впервые и сказались недостатки тяжелых машин. Мы со Светой топтали колею, она героически копала причем, я частенько вылетал из колеи Трекола. На относительно ровных лесных участках все было терпимо. Проблемы начались на подъемах и кренах. Машины у ребят отказывались ехать даже по натоптанной мной колее. Во первых из-за того что центр тяжести высоко, и что машины имеют багажники на крыше на которых продуктовые ящики и запасные колеса. Задняя ось все время норовила спрыгнуть вниз по склону. Во вторых масса авто была значительно больше и развесовка не соответствовала пропорции, на заднюю ось приходила вся нагрузка, они перетаптывали мою колею заново, просто проминая ее весом и часто закапывались. Ох и наИпались мы за этот день. Постоянное вытаскивание свалившейся задней части автомобиля вниз по склону. Вот тут, кстати, опять оправдался метод независимых блокировок колес. Передняя и задняя меж колёсные блокировки должны быть не зависимы друг от друга и включаться самостоятельно. Технологию выработали достаточно быстро. Свалилась задняя ось, блокировки в OFF. Переднюю часть под более острым углом вверх по склону под 30-40 градусов к полотну колеи натаптывая себе дорогу вверх по склону ,чтобы задняя ось авто вышла вверх по склону и встала обратно на колею. Отмечу, что наша машина таких проблем не испытывала. В связи с такими условиями продвижения скорость передвижения сократилась во много раз.
И вот нежданно пришла ночь, вот так прям сразу….. и на небе взошла луна. Гигантский прожектор на небе осветил всю долину, в которую мы вкатились, да еще случилось полнолуние. Долина это один большой сплошной перемет, какие действия предпринять?, разгон и на глиссер, если скорость в 20 км /ч можно назвать глиссером, и лететь с такой необычайно высокой скоростью теряя тапки и волосы назад. Как оказалось, нам со Светой так хорошо глиссировалось, что даже рация ответила полной тишиной в эфире….. И вот в долине при полном лунном прожекторе накрыл нас первый «дзинь» Странное ощущение. Маленькая частичка вещества, зажатая между гор в долине при полной луне. Удивительное безветрие и тишина, от которой звенит в ушах. Полчаса пролетели как одно мгновение, а потом прибежала «хитрая» мысль, а друзей то нет и не слышно. Взяли мы со Светой руки в ноги и побрели вниз по долине, под исходящим светом от большого белого прожектора на небе.
А внизу в это время одна единственная елочка сопротивлялась натиску двух совершенно чуждых здесь предметов….. Еще пять часов борьбы с долиной, с лопатами, с природой, с самими собой и мы ночуем на занесенной траверсе, а ночью так сладко дуло и завывало снаружи, что все наши потуги смело с тела земли. Седой Урал посмеялся над нами, а потом пришло утро…
Ярослав «Шмель»:
19 февраля: В гору ехать труднее.
Забрались на 750 м, впервые прозвучало «Это перевал!».
Перед нами открылась потрясающая долина, дальше резко вниз, пейзаж убедительно напоминал перевал, но смущала одна деталь, по имеющимся данным высота перевала 850 м. Отправили вниз разведывательную машину Пахома. Добравшись до низины, он как то безнадежно застрял, а когда мы спустились с лопатами, оставив машины на верху, мы поняли размер этой безнадежности. Рельеф с 750 м спускался на 600, затем резко вверх до 850. Мы не доехали до перевала по прямой 1.7, по треку 4 км. Снег в рост человека, выйти на перевал ни одного шанса, именно здесь Трекол бился за жизнь. По имеющимся трекам подъем проходил по террасному серпантинчику, который был полностью занесен и ни найти, ни откопать его не представлялось возможным даже с батальоном таджиков. Мы приняли решение, все назад на День оленевода! Решение то приняли, но надо было выполнить два действия: откопать и развернуть 80-ку Димы, потом наши машины. Чем мы незамедлительно занялись. Если бы мне кто то, до этого дня сказал, что вшестером возможно развернуть на 180 градусов авто весом около трех тонн, на крутом склоне с бездонным снегом, я бы не поверил! Мы это сделали! Остальные машины оставили на утро. За ужином нам предстояла трудная задачка: решить, либо мы с утра стрем глав несемся в Саранпауль на День оленевода, либо с утра развернем машины, объявляем дневку, идем пешком на перевал, после ужина РЕЛАКС, коньяк, сигары и потом безудержный танец под Л А Б У Т Е Н Ы!!! Было принято единственно правильное решение: ЛАБУТЕНЫ.
Дмитрий Пахом:
Лабутены пришли с утра. За этот день мы поставили рекорд по расстоянию и расходу топлива на автомобиль. Суммарно проехав за световой день 1,5 км при дневном расходе 20 литров. Если в других, более привычных цифрах то 1320 литров топлива на 100 км пути. Когда описывал методы применяемые при борьбе со снегом забыл упомянуть метод лопаты двух ПП, метод Профессора-Петрова. Смысл метода таков: подставлять металлическую лопату под сваливающуюся заднюю ось, тем самым предотвращая дальнейшее скатывание оси вниз по склону. Метод действенен и прекрасно работает.
Так вот солнечный и прекрасный день прошел под лозунгом, мы прошли метр, ура! Еще 4 км и мы на перевале! Но на закате дня все закончилось. Завершилось неизбежностью перед неизбежным. Трекол не просто так просит помощи, такая техника просит помощи только в крайних ситуациях. Перевал замело, совсем замело. Ни траверса, ни рельефа склона, ничего нет, сплошная снежная стена с хорошим уклоном и бездонным снегом. Фенита ля комедия…..
Потом происходило героическое вызволение из снежного плена нашего авто, но это уже все потом….
Ярослав «Шмель»:
20 февраля: Дневка, как прекрасно всегда это понятие. И мы, достаточно быстро развернув машины, за часик-полтора, засобирались в пеший поход. Вдруг мы с Лехой77 выяснили, что идти то нам и не в чем, унты, в которых мы так хорошо чувствовали себя за рулем, очень скользкие и не годятся для этого, ну никак! Валенки и короткие ботинки тоже! Ну а более подготовленная часть группы отправились в путь. Дальше с их слов. Взбирались на перевал на карачках, что подтвердило разумность нашего решения о развороте. Кроме того снега в Европе оказалось ничуть не меньше. Славе оказалось мало перевала, и он покорил еще и близлежащую вершину, чем покорил и нас всех, еще пуще прежнего. По возвращению ребят ждал обед, плавно переходящий в ужин с коньяком сигарами и думами о вечном сидя на 750 метровом перевале и глядя на 850 метровый. Потом конечно были танцы с усиленным звуком и высокоинтеллектуальным произведением Шнурова ЛАБУТЕНЫ или как там оно называется!
Дмитрий Пахом:
Седой Урал посмеялся над кучкой глупцов в очередной раз, но в виде поощрения наградил нас тихой стихией, большим ярким шаром на бирюзовом небе, а на десерт преподнес белое безмолвие. А дальше, а что дальше? Накрыло второй волной, подкрался «второй дзинь»
Ярослав «Шмель»:
21 февраля: Назад по своим следам ехалось лучше, чем сюда, но не на много. При пособничестве прекрасной солнечной погоды мы выдвинулись с утра, на сколько смогли после ночного праздника. В Халмер-Ю приехали вечером. Весь день прошел под девизом: «Лучше медленно ехать, чем быстро копать!» Шли на первой пониженной, любая попытка ускориться приводила к сваливанию с колеи, хотя внешне колея после нас походила на асфальт, но…
Хальмер-Ю, проскочили не притормаживая, подкачав колеса до 0.7, после 0.2 казалось мы на асфальте, набрали вкуснейшей воды из ручья, на котором взломали лед при пересечении. Правда я по наледи слетел с дороги, пришлось меня спасать, затем разгадав дорожные знаки местных оленеводов в виде треног с напяленной сверху курткой, рванули дальше и заночевали на зимнике около избы, в которой и поужинали, восседая на оленьих шкурах.
22 февраля: В Саранпауле были к обеду,
надеялись застать осколки празднования Дня оленевода, но увы, кроме спящего в УаЗ-е, слетевшего с зимника, в хлам пьяного водителя, которому мы поначалу пытались помочь, но сразу поняли что он так припарковался, а статью об опасности спать при работающем бензиновом двигателе в сугробе он не читал. Оставив депрессивный Саранпауль позади,
потратив время на заправку и покупку хлеба мы решили ехать на Югорск (540 км) быть там к обеду 23-го, снять квартиру, помыться и отметить собственно 23-е. Заночевали проехав населенный пункт с поэтическим названием Хулимсунт.
23 февраля: Мы в Югорске к обеду, сняли две квартиры. В одну отправили молодых в другой, оставшиеся бруталы обосновались. Душевая кабина с музыкой и светомузыкой привела некоторых поселившихся в первобытный восторг. А пожаренная картошка и стейки из корейки свинины довели восторг до оргазма! Третей степени! С праздником нас! В армии правда я один служил, но это не омрачило праздника.
24 февраля: Выдвинулись домой, по дороге встретились с ребятами «Притяжение Арктики». Они нас поблагодарили за колею к стеле «Европа-Азия». Пожелали им удачи, они нам хорошей дороги.
Дорога была не очень, дрызготня, проскочили перевал с не очень большим количеством зависших на подъемах фур. Заночевали на нашем месте у монастыря. 25-го дорога еще хуже фуры висели до Перми. Трафик очень плотный, вылетая на межколейку, сильно таскает, ушли на срезку напрямую на Казань, дорога плохая, но трафик 0-й. На срезке и заночевали. 26-го прошли Нижний, там и встали на ночевку.
27-го, что бы не нарушать традицию: обязательного, трехразового питания, пообедали под Ногинском, после чего обнялись и впоролись в московские субботние пробки, но это, увы проза!
11.03.16 Приполярный Урал.
Весь альбом Урал Приполярный под спойлером.