Наша экспедиция ТрансУрал завершилась в Лабытнангах и вместо уже несколько приевшегося маршрута возвращения домой через град Березов на Ивдель, мы в одну машину с Валентином решаем прокатиться по газовому зимнику вдоль трубы через Воркуту. В этот год сообщение между Воркутой и Лабытнангами было магистральным
и поэтому не испытывая ни малейших проблем, часов за пять мы перемахнули из Азии в Европу и заночевали уже под Константиновым Камнем. Это финишная горушка Уральского хребта. Самая его северная точка.
Дальше наш путь лежал просто на юг, но была в середине пути очень важная встреча или миссия.
Наши коллеги из клуба 1ml.su, в этот год и в тоже самое время совершали
эпический переход из Азии в Европу через Приполярный Урал.
Неожиданный маршрут проходил из Саранпауля в Инту и был экстремальным первопрохождением.
Не все у парней складывалось благополучно, и мы имели у себя где-то в глубинах подсознания тайную миссию - оказание помощи.
Слава Богу никакой помощи не понадобилось и мы встретились с героическими экипажами в Инте.
Итак. Инта.
Город переживающий совсем не лучшие свои времена и ранее имеющий связь с большой землей только по зимнику через Усинск.
Хотя отчетов о том, что кто-то туда доезжал своими колесами по этому зимнику, практически никаких.
Доехать до Инты по зимнику от Ухты можно вот так
Инта знаменательна еще и тем, что в советские времена в самый центр уральской гряды была проложена отличная грунтовка для обеспечения работоспособности кварцевого рудника Желанный, что находится на реке Балбанью, практически в самом центре самой высокой части Урала. Дорога называется Тумановским трактом и длину имеет всего 130км.
Рудник давно уже не функционирует, работы идут в каком-то полуумирающем режиме. Что-то куда-то перемещается, но больше уже просто по инерции.
Это территория самого большого в Европе национального парка Югыдва. И наличие этой единственной артерии не могло не быть использовано для заброски туристически групп на маршруты пешей и байдарочной направленности.
Отчетов в сети гигантская куча, фотографий еще больше. И практически ни одного полноценного отчета о посещении этого места автотуристами.
Белое пятно. Скорее всего обусловлено это тем, что Инта - город оторванный от цивилизации 8 месяцев в году.
И маршрут, проходимый летом на стандартном внедорожнике, остается доступным лишь для жителей самой Инты.
Которые почему-то совсем не горят желанием делать какие-либо фотоотчеты своих поездок в эти места. Хотя джиперы в Инте есть.
Летом до них не доехать, а зимний автотуризм, который может сделать для сети отчет, у нас в стране пока еще в зачаточном состоянии и только-только начинает набирать обороты.
Практически на закате мы покидаем Инту, предварительно залившись тремя сотнями дизеля на Лукойле и уходим на Тумановский тракт.
Сначала дорога идет через лес, по очень-очень узкому зимнику. Разъехаться здесь со встречным транспортом - дело долгих минут, сугробы по обочинам не оставляют никаких шансов.
Честно говря, зимник весьма кочкастый и ехать по нему удовольствия почти никакого, просто лес, и просто кочки. Не встретив никакого встречного транспорта, километров через 30 находим практически единственную даже не отвороточку, а просто тупичок к ручейку. Тут можно машину спрятать с дороги, проваливаемся в сон.
На следующее утро рано-рано стартуем в направлении Кожима.
Лес постепенно кончается, появляются открытые проплешины, задутые ветрами
Из леса дорога неожиданно выныривает на пупырь, начинает набирать высоту.
и если в лесу, отсутствие ветра и изредка волокуша придают зимнику вид обслуживаемого, то вот дальше это уже классические "рельсы"
При всей кажущейся автобанности, малейшая ошибка в пилотаже - гарантированный сход с зимника. Снег не держит авто не то что с краю, он даже в середине между колей всасывает в себя, и вернуться "на рельсы" иногда занимает не малое время.
Здесь дорога идет по пупырям, то набирая 600 метров, то снова падая на 300. На горизонте горы.
Это место я называю теперь порталом.
Да. Это самый настоящий портал. Перемещение из одного своего событийного состоянии илюзорности, в некий мир каких-то ВАЖНЫХ величин, секунд и метров.
Тут все очень важно, малейший знак имеет значение. Сидим, прислушиваемся.
Так можно провести и час и два. Зачем люди ездят в Тибет? Уверяю, географическая точка на планете не имеет никакого решающего значения. Важно лишь, то что ты хочешь услышать. Вот сидишь и слушаешь. Так сходят с ума. А те кто в этом признаваться не хочет говорит - это медитация. Вот сидим, медитируем.
Портал специально сделан таким длинным, пупыри следуют один за другим. Тонкая полоска дороги уводит куда-то к горизонту. И зовет. И ждет. Если бы это место было лишено этих пупырей это был бы телепорт. Раз- и в другом измерении. А тут долго и тщательно готовишь свои мысли и чуства.
Портал кончается длинющим спуском к Кожиму. Знаменитый брод на реке, который летом выглядит вот так
Сейчас удивляет нас вот так.
Кожим здесь - могучая река,
Собственно, сама дорога в хорошую погоду никаких сложностей не представляет. Совсем.
А после Кожима это отличный укатанный зимник по красивому лесу, в окружении уральских гор.
Единственная сложность будет только при подходе к Санавожу. Открытая местность, задуваемая сильнейшими ветрами.
Сейчас сложно восстановить временную последовательность, но к Санавожу мы подъехали к часу, наверное. Может быть даже к 12. Быстро пролетело.
От Санавожа тракт покидает долину Кожима и перебирается в долину его левого притока - Балбанью.
Может у Валентина другие чувства, но я ощутил, что провалился куда-то во времени.
Вокруг полнейший штиль, потрясающая оглушительная звенящая тишина, и видимость на сотни километров.
Остановки мы делали каждые минут пять, выходили из слоника и потрясенные окружившим нас НЕЧТО, глушили дизель.
Так и стояли потом по несколько минут.... молчали.
Дорога по долине до Желанного это километров 20, наверное. Может чуть больше. Идет с небольшим набором высоты.
В одном месте, почему-то перед старым мостом через Балбанью, вдруг ныряет резко направо и идет прямо по тундре, по верхушкам кустов.
Вот в правом углу хорошо видно старую дорогу уходящую в гору. Почему-то по ней не ездят.
Кстати, почему не ездят мы поняли уже в следующем году. Зимник был проложен уже по этой дороге и его там почти не было. Роза ветров. Задувает ее постоянно, самый сложный участок на всем пути до Желанного именно здесь
а пока мы потихонечьку поднимаемся на гигантскую морену, которая закрывает озеро Балбанью от Санавожа.
вот вид с нее вниз на Санавож
и вверх на Желанную и озеро Балбанью
собственно вот эту морену отлично видно.
В этом месте вдруг развилка. На Желанную вниз или направо наверх.
Идут работы, прииск Чудный, ищут золотишко, наверное.
обсудив, что ежели мы не проходим, а проезжаем, то как бы ничего и не нарушаем, едем куда-то вверх
хмурые мужики на прииске сообщили, чо на дальнюю площадку дорога идет километров чуть не десять.
и все это на высотах за километр.
скажу вам честно - это нереально.
а вот и крайняя площадка. ацкий механизм что-то бурит. дядьки даже не вышли спросить кто мы и куда мы. бурят дальше
Внедорожья практически никакого. Дорога нереальными зигзагами поднимется к небу.
Поверить в то, что вот так, не испытывая ни малейших сложностей, можно на своем автомобиле проткнуть пространство и оказаться на одном уровне с облаками....
разум в это верить отказывается.
в какой-то момент понимаем, что вот эта гора и есть высочайшая точка Урала.
Да. это Народа 1800 с копейкой метров.
до него около 20км по прямой и всего 500 вертикальных метров.
Во все стороны удивительная красота.
Долина Балбанью где-то далеко-далеко внизу
Причем мы в общем-то едем в гражданском давлении, наверное 0.8, может чуть-чуть поменьше
Высшая точка нашего маршрута
вид назад на долину Балбанью вниз по течению. отлично видно озеро Балбанты, базу Желанную, ту самую морену и за ним Санавож.
а справа от тули Народа.
мы еще не догадывались, что седой Урал позволит нам в этом году еще больше.
а вот и последняя площадка. тут кончается зимник, делает разворотную петлю на краю гигантской бездны. тут тоже будет скоро буровая, ее пока еще не запустили.
Варим пельмеши с видом на Народу
Какие ощущения?! Да как вам их передать?! Ощущение какой-то безграничной безвременной мощи...
Седой Урал. Именно так. Он живой. Он все видит, все знает и он справедлив.
Мы достигли, видимо, какой-то нужной гармонии в себе и между собой. нам дозволено своими колесами сюда попасть и это все увидеть.
Никаких планов мы с Валентином не строили. у нас даже карта этой местности оказалась совершенно случайно.
Мы просто приехали посмотреть на Балбанью.
Просто.
Посмотреть.
а это уже обратная дорога. пельмеши удобно размещены. время часа, наверное четыре пополудни. Погода стабильна. Спускаемся
стопроцентное понимание, что второй раз это будет невозможно. и, кстати, на следующий год прииск Чудный уже не функционировал и естественно, никаких зимников и даже следов техники на этот хребет не было. Дорога сюда попросту невозможна.
До ближайшей цивилизации, хмурых мужичков на буровой, отсюда километров 8
Поэтому волнений мы особых не испытывали.
Нас в любом случае здесь когда-нибудь найдут и вниз вернут.
А уж недельку прожить в автомобиле мы сумеем
спускаемся вниз в долину на Желанный
вот наш трек на гуглоземле.
правый хвост, это та часть про которую сейчас рассказал.
а вот левый хвост этого трека....??!!
мы стоим в начале конца зимника и раздумываем что дальше делать...