Страница 1 из 3

Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 03 окт 2013, 22:28
AnnaK
На старом форуме была какая-то тема, где собирались интересные отрывки из произведений и т.п.
Может продолжим? Если надо, можно перенести тему в другое подходящее место.
Недавно, читая книжку "Матушки" Ксении Лученко, наткнулась на одну главу. Сразу захотелось поделиться отрывком.

"…В городе я жила в окружении большей частью людей, приехавших и стремящихся изо всех сил вжиться в этот город, как они его понимали. Я произрастала не в культурной городской среде, а в среде людей, большей частью без корней, почвы, дома, потерявших одно и не обретших другое. У людей, вырвавшихся из общежитий в коммуналки, не было никаких сил для духовной жизни. Они все время решали насущные сиюминутные задачи. Это объяснимо, это беда, которая рождает вину, но, тем не менее, жизнь-то очень не интересная.
А когда я приезжала к бабушке в Матвеево, лежащее в 50 километрах от Чухломы и в 70 — от Кологрива, я словно опрокидывалась в абсолют¬но другой мир: начиная от внешнего вида этого мира и кончая внутренним устройством жизни.
Большой старый дом моего прапрапрадедушки Фоки Алексеевича Комарова, отстроен¬ный одним из первых после большого пожара в 1849 году. Дом двухэтажный («двужильный»), третий этаж — мезонин с балконом, огражденным точеными балясинами. Балкон опирался еще на гнутые причелины. Наличники были украшены глухой резьбой «полусолнце». Пятистенок с пятью окнами по фасаду, семью окнами по бокам, с двором под одной крышей, где вверху огромная поветь, внизу помещалась скотина. На балкон нас уже не пускали, но я хорошо помню большую залу с лавками вдоль стен по всему периметру и большие печи. Этот дом был для меня символом другой жизни. В этом доме умер прапрапрадедушка Фока Алексеевич, пра¬прадедушка Симеон Фокич, знаток Уложений о наказаниях, прапрабабушка Анна Назарьевна, мой любимый прадедушка Иван Михайлович, почитаемый всей волостью за умение быть хо¬датаем по мирским делам, уважительность и об¬ходительность в обращении с людьми, честность и порядочность в исправлении должности председателя волостного суда; в этом доме родилась моя бабушка.
Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Ива¬ном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году, в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание.
Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает.
— Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте.
— Она до сих пор оказывает на меня не про сто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины».
Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю (переформулировать), перед новомучениками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, — оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарии Унженский — очень много учеников преподоб¬ного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена — чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.
И наше Матвеево находится недалеко от села Озерки, места, где в XIV в. была основана Великая пустынь, один из четырех монастырей лесного Заволжья, начало которым было поло¬жено Авраамием Городецким. Ближе к Чухломе им была основана Верхняя пустынь (с. Коровье), на Чухломском озере Авраамиево-Городецкий монастырь, существующий и поныне, а на бере¬гу Галического озера, напротив г. Галича, — Заозерский монастырь, где была чудотворная ико¬на «Умиления», обретенная прп. Авраамием. При закрытии храма в 1930-е годы она была унесена последним священником отцом Алексеем и где находится, неизвестно.
Равно с прп. Авраамием почитался и прп. Макарий Унженский. По Солигалическому, Галическому, Чухломскому, Кологривскому уездам более 60 престолов было посвящено прп. Макарию. На руинах нашей летней церкви в Матвееве до сих пор видна роспись алтарной абсиды, где изображен прп. Макарий. Может, их предстоянием и сохранялась там невидимая, но ощутимая духовная реальность, которую даже я чувствовала.
— А ведь все храмы и монастыри были закрыты, когда вы росли?
— Да, все было закрыто, но еще жило большое количество людей, которые были носителями исторической памяти.
У нас дом был приветливый. Бабушка обла¬дала характером каким-то притягательным. Она с каждым человеком, кем бы и каким бы он ни был, умела найти общий язык и к каждому под¬ход, поэтому люди к ней тянулись, двери в дом не закрывались. Дедушка даже смеялся, вечером придет: «Ну что, закончила прием?»
У нас в каком-то роде был странноприим¬ный дом. Несмотря на то что после семнадцатого года в(!е в жизни изменилось, даже в начале шестидесятых годов оставались люди, которые вы пали из времени. Был такой старик по фамилии Солонов, он происходил из дальней от Матвеева, но близкой к Великой пустыни деревни Панино, он был оттуда родом. Он ходил всегда в большом брезентовом плаще, типа плащ-палатки у военных, иногда пастухи в таких ходили, у него за спиной был огромный мешок, в этом мешке он таскал иконы и книги, и вот в таком виде он хо¬тя из деревни в деревню, останавливался толь¬ко у верующих людей, может быть, на день, при этом там велись какие-то духовные разговоры. Я не присутствовала по малолетству, но его я пом¬ню очень хорошо: бороду помню, мешок помню. Помню церковные книги и иконы, он боялся, что их уничтожат, и все время носил с собой. Мешок был совершенно необъятных размеров, не рюкзак, а именно такой, в каком картошку носят, он в таком виде путешествовал. Своего дома у него не было. Такой юродивый. Он умер в 1970 году в матвеевской больнице.
Был такой дядя Саша Апраксин, бабушка Дина «Трубочка», чуть раньше Пашка Капустинский.
Они и другие призревались бабушкой.
Пашка Капустинский (из д. Капустино близ гой же Великой пустыни) ходил по деревням, брался за любую работу, спал где придется. Бы¬вало, придет грязный. Бабушка вынесет на двор чугун горячей воды, какую-нибудь чистую одеж¬ду. Он вымоется, а уж потом идет в избу.
Дядя Саша Апраксин приходил утром. В се¬ром чистеньком хлопчатом пиджаке, чистой рубашке, в кепочке. У него всегда слезились глаза, и и от этого он сильно смущался. Мы сидим в зале, завтракаем. Сначала раздается стук в дверь, потом появляется дядя Саша и скромно садится на высокий порог. Его уговаривают пройти к столу, он не соглашается, и эти «китайские церемонии» длятся с полчаса. Мы знаем, что дядя Саша все равно за стол не сядет и не обращаем на него внимания, хотя есть, когда человек сидит на по¬роге, как-то неловко. Наконец, бабушке удается подвигнуть дядя Сашу на действие: он деликатно, сняв кепочку и зажав ее в кулаке, присаживается на краешек стула у голландской печки, которая отделяет залу от очередной комнаты, и начинает «светский разговор» о погоде, сене, деревенских заботах. Мы спокойно едим, бабушка ходит туда-сюда, поддерживая разговор. Посидев десять минут, дядя Саша прощается и уходит. До следующего раза. И только как-то со всем случайно я узнала, что бабушка не просто ходила туда-сюда, она собирала дяде Саше узе¬лок с гостинцами, едой и с чем-нибудь из одежды и отдавала ему на мосту, то есть в коридоре, так, чтобы мы не видели. Когда бабушка умерла, он пришел на поминки, и я запомнила, как он говорил Анне «Трубочке»: «Как матерь она мне была...» Дядя Саша умер в 1976 году на дороге и.ч деревни Мартьянов в Матвеево.
Чем Матвеево сильно влияло, тем, что еще были живы люди, которые несли в себе заряд той, прежней эпохи, когда, как говорил архимандрит Павел (Груздев), «еще русские люди были».
Вот у Павла Проценко в замечательной книге «Цветочница Марфа» в двух словах емко и верно сказано об этих людях: «Тот, кто встре¬чал на своем жизненном пути крестьян старой

дореволюционной закалки, умевших согревать пасхальной радостью и добротой холод жестокой реальности, на деле жалевших слабых и бес¬помощных, знает, что подобные качества души есть признак подлинной духовной культуры». Я именно это имею в виду, когда говорю о людях, которые окружали меня в детстве…"

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 03 окт 2013, 22:40
mralex
Небольшое эссе без претензии на академичность, просто разговор поддержать.

----------------------------------------------
Изображениетридевятом царстве, в нашем государстве, жил с незапамятных времен трудолюбивый народ. Верой был силен, да не только и не столько в блага небесные, сколько в себя, в нерушимость слова и дела, в правду свою. Жил не бедно, не богато, без жадности, без праздности. Разум пытливый и руки старательны ко всякому доброму занятию прикладывал. Мужики пахали и сеяли хлебушек, крепко держали свои хозяйства. Избы ставили большие и светлые из охватных бревен, так чтобы зимняя стужа взять не могла. Бабы - красавицы писаные, на все руки мастерицы. Норов имели легкий и в заботах по хозяйству, и в веселье праздничном. А старцы, могучие как кряжистые дубы, жили почитай до ста лет. Сказок да песен знали столько, что и за год не перечесть. В мудрость входили великую на девятом десятке. Уважение к ним и почтение, потому как они всей жизни, всему укладу корень.

Лешие, водяные и русалки в тех краях не баловали, давали людям рыбы и зверя разного по потребности, а грибов да ягод совсем без счета. Такой уж уговор был, а уговору тому сто веков, да еще три десятка.

***

Сказка ли это? Быль? Было так когда-то. Да не где-то за тридевять земель, а вот прямо тут недалеко, рукой подать. Осколки того царства до сих пор раскиданы по всей нашей стране. И если случайно залетевший в открытое окно осколок ранит тебя в глаз, то и до сердца тоже достанет. Засядет где-то глубоко внутри и заставит задуматься, отзываясь оттуда то болью, то тонким лучиком света. Такая уж у него острота, такая сила.

Кто разбил то царство, злой ли тролль, или ветер невесть откуда прилетевший, теперь уже не так важно. Время терпеливо стирает грани между правыми и виноватыми. Нам осталась лишь возможность попытаться собрать уцелевшее, не потерять и сохранить.

Вот уже который год в лесах Костромской области клуб ТАМ В России проводит свое мероприятие "Полная Чухлома". Там где нет уже и намека на цивилизацию, как искорки разбросаны те самые осколки былого сказочного царства. За шесть лет своего существования Полная Чухлома из дружеской покатушки переросла в серьезный экспедиционно-внедорожный фестиваль. Здесь нет секундомеров, нет баллов за взятые точки. Каждый волен выбирать сам где искать то, за чем он приехал. В распоряжении участника маршруты с классификацией по степени сложности, описание достопримечательностей с координатами и точка лагеря в который надо добраться к вечеру. То есть это такой подробнейший качественный путеводитель, листая который перемещаешься вместе с командой по своему собственному маршруту. Фестиваль в этот раз собрал более трехсот экипажей. Отсутствие спортивной составляющей - одна из главных идей. Нет побежденных, все победители. Сделав шаг в сторону от городской рутины участник принимает правила Полной Чухломы, которые сформулированы не в виде привычного спортсменам Регламента, а в форме Философии. Философия понятие расплывчатое, не дающее четких рамок, лишь задающее вектор размышления. Направление поиска души и ответов на извечные вопросы.

Ныряя в глиняные колеи давно не езженных дорог, любой джипер подсознательно хочет слиться с тем ради чего он приехал. Пытается понять что-то новое. Открыть в себе самом какие-то сокровенные уголки. И затопив машину в бурной реке, зарывшись в болото по самую крышу, или встретив в глухой чаще развалины некогда прекрасного храма, действительно новые мысли заползают в голову. Приходит понимание своей роли на этой земле, своего предназначения. Это наша земля, она слышит нас и любит. Она живая, не смотря ни на что. Мы лишь прах, а душа как раз там, в лесах. И если мы верим в существование души человеческой то почему не верим в душу земную. Есть она. И то что нас так ранит и тревожит на лесных дорожках - как раз ее отсвет. Этого не могли понять все кто приходил с мечом, пытаясь уничтожить народ. А народ не суть души российской. Он лишь хранитель. Не выходило народ победить, потому что в гармонии жил на земле своей. Видел за лесами и болотами гораздо больше чем просто древесину и торф.

Ведь это наша земля. Моя. Моя! Озера Карелии и болота Кольского, камни Урала и леса Костромы. Такое понимание не дает каких-то прав. Скорее накладывает обязанности. Бремя. Я должен Ей. Не государству, не власти. Земле. Потому что Она моя. Почти как у Экзюпери - ты в ответе за Землю на которой родился. Это не просто красивые слова, хотя, мы привыкли смеяться над фразой "Долг Родине" в которой сконцентрирована канцелярщина, бездушные казенные стены и продажность циничных людей. Да, мы так привыкли. Но если вдуматься, в понимании сути своего долга перед Землей на которой родился, прячется сущность не раба, а Хозяина. Латать крышу, сеять хлеб, передавать детям самого себя. Помнить что ты здесь надолго и не для того чтобы только брать. Просто жить как Человек и умереть.

Не так уж сложно, если жить в гармонии, одновременно с пониманием быстротечности собственной жизни, и с верой в незыблемость древних истин.
Одна из которых: "Это Моя Земля, Я Здесь Хозяин".

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 03 окт 2013, 23:49
Димыч
Саня, класс!

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 03 окт 2013, 23:58
duzz
А ведь Саша правду написал. Да.

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 00:16
Razgrom
Сильно!
И честно, спасибо!

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 00:56
laurel
Это надо включить куда-нибудь обязательно!
Роудбук или еще куда.
ТАКОЕ не должно пропасть во времени!

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 01:07
DenSity
Аня, Саша, спасибо!

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 11:13
Дельфин
Очень интересно! Спасибо

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 11:47
SVEY
Небольшой экскурс в историю.

Я начну свой рассказ с событий исторических, отделенных от нашей жизни пятью веками. Именно тогда, на рубеже 15 и 16 века земля Костромская начала приобретать современные очертания оседлой жизни. На смену загадочным народам финно-угорской языковой группы – марийцам пришли жители средней полосы Московского княжества. Пришли не как завоеватели, а как соседи и постепенно ассимелировали коренные племена, поглотив их культуру и быт. Это были пограничные территории. С севера расположились обширные владения Новгородских князей, с юга – рязанских, а с востока соседи были самыми опасными и кровавыми. Ровно по реке Межа проходила граница с враждебным Казанским ханством. Однако, в 1552 году произошло знаменательное событие – взятие Казани. Грозный враг был усмирен и необходимость в оборонительной функции костромского пограничья полностью исчезла. Мощная военная инфраструктура постепенно приняла вполне мирный вид а заселенные берега рек положили начало массовому заселению этих мест.

После смерти Ивана Грозного долгих 30 лет правил его сын Федор, тихий и ни на что не мобилизующий царь. Его правление стало предпосылкой к большому переделу территорий и государственности. Тот период известен нам как Смутное время. Практически все это время теневым правителем Руси был Борис Годунов. С этим именем связан такой принеприятный факт нашей истории как Опричнина. После смерти Федора и странного убийства второго сына Грозного – Дмитрия власть перешла непосредственно к Годунову. Русь за время его правления превратилась в полицейское государство, ресурсы безжалостно вывозились в Европу, а население тихо и молча ненавидело и самого Годунова, и его окружение. Именно тогда, в 1579 году был отменен Юрьев день - день, когда крестьяне могли свободно переходить от одного хозяина к другому. Это было начало Крепостного Права. В глубинах Польши возник Гришка Отрепьев, который назвал себя выжившим сыном Ивана Грозного Дмитрием, и заявил свои права на престол. ЛжеДмитрий смог заручиться поддержкой польских шляхтичей и даже Папы Римского, который в очередной раз пообещал перекрестить Русь, теперь в католичество, и даже совершил поход на Москву, который при полном численном преимуществе Москвы закончился удивительным образом – войска просто переходили на сторону ЛжеДмитрия. Это явилось следствием именно колоссального недовольствия населения Годуновым.

Ополчение под командованием Василия Шуйского прогнало поляков из Москвы, а Царь-пушка сделала свой первый и единственный выстрел прахом ЛжеДмитрия. Благодарные москвичи избрали на престол Василия Шуйского, а неблагодарные поляки нашли у себя в закромах ЛжеДмитрия II и история повторилась вновь. В конце концов его постигла та же участь, но Царь-пушка уже больше не стреляла – его просто изрубили казаки.

Смутное время только начиналось. Внутренние конфликты между боярами привели к тому, что Василия Шуйского убили и настала пора семибоярщины. Обиженная польская шляхтича в очередной раз послала войска на Москву, а нечистая на руку боярщина полностью сдала Московию польскому королю Сигезмунду, поставив на престол его сына Владислава. Русь в очередой раз потеряла свою государственность став вассалом Польши. Не согласные с этим князья не нашли ничего лучшего, чем взамен на военную помощь Швеции отдать шведам почти всю Ленинградскую область, полностью отрезав себя от Балтики. Ивот, на территории государства, которое всего 7 лет назад было единым и мощным, вели междоусобную войну Польша и Швеция за земли русские.

Летом 1611 года центом народного ополчения стал Нижний Новгород. Во главе его встали нам известные Минин и Пожарский. Ополченцы, окончательно окрепнув многотысячным пополнением в Костроме и Ярославле, в два этапа осадили Москву и 1 ноября 1612 года штурмом взяли Китай-Город, а 5 ноября 1612 года взяли и Кремль, навсегда вписав свои имена в историю России.

Перед свободным государтвом остро встал вопрос о новом царе. Жаркие споры разгорались на земских соборах. Ни одной из политических фигур нельзя было отдать предпочтение. Большой неожиданностью для всех стала кандидатура 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова, совершенно тихого, ничем не примечательного, ни в одной коалиции не замешанного человека, известного каждой стороне. Такая бесцветная во всех отношениях фигура устроила всех и сразу.

Поляки, узнав о коронации, решили использовать свой последний шанс вернуть Русь обратно в Смутное время – захватить, а может и убить будущего царя. Что было дальше мы с вами все прекрасно знаем. В 1613 году костромской крестьянин Иван Сусанин собершил свой подвиг – завел ценой своей собственной жизни польский отряд в недра болота, успев предупредить семью царя об опастности. Молодой царь со своей матерью спрятались в Ипатьевском монастыре. Сусанин был замучен, а Россия получила династию Романовых на 300 лет на царствование до расстрела в Ипатьевском Доме, а Русь, наконец-то вышла из Смутного Времени.

Вот такой небольшой экскурс в историю государства Российского, которую можно будет поизучать в начале ноября 2013 года непосредственно на месте исторических событий тех далеких дней.

Re: Чухлома литературная

СообщениеДобавлено: 05 окт 2013, 23:10
AlexxDiams
SVEY писал(а):Небольшой экскурс в историю.

Именно тогда, на рубеже 15 и 16 века земля Костромская начала приобретать современные очертания оседлой жизни. На смену загадочным народам финно-угорской языковой группы – марийцам пришли жители средней полосы Московского княжества. Пришли не как завоеватели, а как соседи и постепенно ассимелировали коренные племена, поглотив их культуру и быт. Это были пограничные территории.


Немного правок.)

Ну, во-первых. Исправьте уже "марийцев" на "мерю". Хватит ошибки из года в год таскать хвостом, ещё и перепечатывать.

Во-вторых, заселять наши земли славяне начали ещё в XII в. и никак не из Москвы. Колонизация двигалась из Новгородского княжества, с севера (прослеживается по находкам), из Владимиро-Суздальского княжества (входили в его состав неоднократно, топонимика туда же). В XIV-XV вв. проходило охристианивание этих земель, крещение, "монастырская колонизация".