03.03.2015
16:26 (МСК) Сегодня весь день мы находимся на о.Диксон на полярной станции. Станция создана 100 лет назад для метеорологических исследований. Это одна из первых в России станций в Арктике, расположена она непосредственно на острове Диксон.
Сейчас здесь, на острове, живет постоянно 3 человека, а в среднем постоянно зимуют 5-7 человек. Кроме станции здесь также расположен аэродром и пустующие застройки, как напоминание о некогда бурной жизни: брошенная воинская часть, островной поселок с пустующими домами, гаражи, котельные, школы, в которых до сих пор висят на стенах плакаты и лежат брошенные учебники.
Материковая часть Диксона была создана гораздо позже, в 30-е годы, для поддержки Северного Морского пути, и порт Диксон использовался как один из базовых его портов. Здесь базировались ледоколы, которые подхватывали караваны, идущие с Мурманска, и проводили их через пролив Вилькицкого.
На полярной станции возможно размещение 50 человек, а живет и работает 14, из них, как описано выше, постоянно зимуют не более 5-7 человек. Людей меньше положенного состава, так как многие профессии совмещаются полярниками в виду того, что заработная плата воображение далеко не поражает - никаких многотысячных зарплат здесь нет. Платят оклад по тарифной сетке и северные коэффициенты. Получается не так уж и много, и поэтому люди совмещают несколько должностей. Материковая часть персонала полярной станции ездит на остров каждый день на работу: зимой их возит вездеход (7км от поселка до острова), летом – катер, в межсезонье – вертолет, для этого сюда два раза в год на сезон прилетает отряд из Дудинки и два раза в сутки перевозит сотрудников станции на/с работы. Мы улыбнулись такому интересному маршрутному транспорту, но местные сказали, что ничего веселого в этом нет, особенно когда летом в проливе в шторм катер вот-вот перевернет, со страха богу душу отдашь, а летом в тумане лететь при порывах ветра до 30 м/с тоже нет ничего приятного. В общем Жуть..
Сейчас здесь практически ничего нет. Порт не работает, портовые краны демонтированы, в островной части Диксона живет в настоящее время примерно 340 человек против более 4000 нам заре становления! Такая удручающая картина.
Ледокола в Диксоне нет, и более того, они сюда не заходят. Один из самых современных российский ледоколов «50 лет Победы» останавливается недалеко в проливе, и далее вездеходами с него перегружают продукты, которые затем везут в Диксон. Так организовано снабжение города. Сейчас ледокол опаздыает на 2 недели. Соответственно, все продукты, которые приедут, будут опять просрочены. Местные на эту тему смеются, мол снова просроченное покупать.
Все коммерческое продовольственное снабжение, которое организовано в это поселение минуя ледоколы, отражается на ценах с учетом доставки. Например, картошка стоит 330 руб/кг.
Пообщались с главой администрации и муниципального образование Диксона Краусом Павлом Андреевичем. Очень интересный человек! В свое время он пешком один дошел от Диксона до Хатанги. Наш человек, путешественник. Он с большой радостью нас принимал и очень проникся нашей экспедицией. Сказал, что большое дело делаем, что это дает возможность воспитывать в новом поколении любовь к родине, путешествиям и авантюризму. Выразил готовность оказывать любую возможную поддержку для такого рода мероприятий. И он уверен, что в виду более внимательного отношения к Арктике в последнее время, у этого региона, и в частности на Диксоне, есть все шансы вернуть былую активность и комфортные условия проживания и снабжения для населения, сделать его привлекательным для жизни.
Посетили сегодня памятные места города, в т.ч.: памятник Бегичеву (полярный исследователь), погибшим матросам экспедиции Амундсена, памятник посвященный подвигу матросов ледокола «Адмирал Сибиряков», которые обороняли Диксон при нападении немецкого линкора «Адмирал Шеер» в 1942 году во время ВОВ, а также североморцам-полярникам. Нам устроили очень интересную обзорную экскурсию по городу, и сейчас нас ждет праздничный ужин.
Завтра новосибирская команда Метель 2015 отправляется в 6 утра обратно в Норильск, а мы проведем еще один день здесь, и послезавтра с утра направляемся вперед на мыс.
Медведи ходят здесь как хотят, они здесь хозяева. Раньше была воинская часть, и было спокойнее, а теперь трогать их нельзя, собак извели всех, волки полярные доходили в поселке аж до администрации. Медведь здесь норма жизни. Пойдет метеоролог проверить площадку, а там медведь. Смех-смехом, но нас научили арктическим законам: прежде чем выйти – надо посмотреть в окно. Полярники рассказывали, что у них была ситуация, когда они сидели пили чай, и кто-то постучал в дверь. Открыли, а там на пороге медведь. Это совершенно естественно, народ рассказывает об этом без злобы и ужасов, надо просто пониматьвозможность такой ситуации иправильного поведения: не надо с дубиной на медведя бросаться, и он вас не тронет.
Кстати, вчера было сообщение по радио, что в поселок пришел медведь, точнее медвежонок в пургу отбился от своих. И, вроде как, пошел из поселка в сторону метеостанции. Но мы его пока не видели. Где-то бродит. Все ждут, что мы поедем, встретим его и сообщим о нем.
На счет самой Метеостанции: здание новое и довольно большое. Полярники на нее как раз перевозят вещи, часть еще в пути. И что интересно, это первая станция, которую мы видели из всех прочих, которая разделена физически на 2 блока: жилой и рабочий. По коридору из жилого модуля в рабочий нельзя пройти. Надо выйти из рабочего блока, пройти по лестнице вниз до перехода, соответственно, пройти переход и уже снова по лестнице подняться в жилой блок . Сделано так специально, чтобы на работу не путали с домом и не курсировали каждые 5 минут поесть, поспать и прочее. Пост сдал, пост принял и заступил на службу. Отработал – перешел в жилой блок для отдыха и личных дел. Жилой блок большой: есть сауна, кают-компания, есть даже спутниковой интернет Старблейзер! только он у ребят не работал – некому настроить было. Увидев аналогичную «тарелку» на крыше нашего автомобиля они очень обрадовались и попросили помочь настроить им работу их связи с цивилизацией. Будет интернет, будет и интернет связь, ителефон, которых сейчас по факту нет.
Надо отметить, что состав полярников весьма опытный и есть даже молодые сотрудники (примерно лет 30). Основной состав и начальник станции – далеко не новички. У них это 4-5я зимовка, и зимовали они не только на этой станции. А те сотрудники, которые жители Диксона, фактически дорабатывают до пенсии. Все собираются отсюда уезжать. Сегодня с девушкой общались, она прилетела к родителям домой на каникулы, сейчас учится в институте в Иваново. Говорит, когда заканчивала школу, весь выпуск был один человек – это она. Мы шутим, мол после учебы сюда вернешься, а она смеется и наотрез отказывается возвращаться сюда жить.
Но, как мы уже говорили выше, Глава администрации обещает, что все будет иначе, что отношение к таким местам меняется и есть шанс все сделать лучше.
Хотим поблагодарить наших спонсоров и партнеров Автовентури и РИФ. При подъезде к Диксону, примерно за 2 км до поселка, мы провалились в воду. Это оказалась наледь. С точки зрения безопасности – не страшно, так ка это была обычная наледь. Но вот много проблем с лыжами мы хватили. Когда на улице -27, вода тут же превращается в лед, и лыжи мгновенно примерзали к поверхности, и на них намерзали толстым слоем ледяные наросты. Выехать машине с таким грузом было не просто. Однако при помощи хорошего инвентаря, а именно динамической стропы от Автовентури, мы смогли вытащить и прицепы, и машины. Также Бампера РИФ не раз спасали кузов L200 от повреждений, принимая на себя всю жестокость торосов и обледенелого наста.
Сегодня красивая и относительно спокойная погода. Сегодня весь день любовались разными ГАЛА. Полнолуние затмевает полярное сияние.
Всем привет!
Фото Андрея Феткулина и Алексея Тузова
в конце памятные фото для наших спонсоров!