j-k писал(а):Добро пожаловать обратно!
Да, славная была охота! Если кратко подвести итоги... Эта экспедиция не была самой-самой. Ни самой долгой, ни смой длинной, ни самой северной, ни самой восточной... Даже самой сложной, пожалуй, нет. В техническом плане. Но одно в ней было с лихвой. То, что навсегда запомнится и останется со мной: неизвестность. Сейчас объясню.
Я езжу на север с 2009-го года и, вроде как, побывал уже, если не везде, то много где. Варандей, Ямал, Таймыр, Чукотка, снова Якутия... Но всякий раз мы точно знали, что по маршруту, по которому мы едем, ходит или ходила колесная техника! Почти всегда перед нами был след автомобиля, вездехода, Трекола... Даже когда мы нырнули из Якутии на Таймыр. 550 км по руслам рек и тундре от Юрюнг-Хаи до Хатанги. Никакой информации не было, никто не знал, что там, на этих гигантских просторах, сотни километров полной неизвестности... Мы готовились почти год. В результате, мы знали, что там ездят, по-крайней мере большую часть маршрута, что топлива там нет, но на водоразделе есть люди... И все равно, это было круто! Ничто не могло превысить те впечатления по своей эмоциональной силе! До этого года...
Этап первый. Н.Урнгой - Норильск. 1000 км. Через Ванкорское месторождение и Сузунское, на Тухард и далее по прямой на Дудинку. Обслуживаемые зимники. НО! Это - 1000 километров, температуры ниже -40, довольно редкий трафик, зимники оказались заметенными... Да и если немного вспомнить историю, то именно этой дорогой шли Скиталец с Мерлом, шли... 2 года! А для нас это был еще даже не старт! Здесь мы столкнулись с первыми отказами техники. Но здесь спасти себя и технику не представляет особого труда.
Этап второй. Дудинка - Диксон. Мы сделали его совместно со сборной командой Новосибирска-Питера-Перми и Таллина: Метель-2015. Помогая друг-другу. Первыми. Сначала Дудинка-Байкаловск. Где-то 235 км. Никто в Дудинке, ни МЧС, ни пограничники, НИКТО не мог сказать нам как ехать. Пошли по следу. А след упрямо не хочет выходить на лед Енисея, уводит в тундру. Прошли километров 15 - вернулись. Нашли каких-то дорожников.
-Нам в Караул, говорим.
Они - туда дороги нет.
-А эта?
-Эта на Пайяху.
-А это что?
-Месторождение. Буровая.
Здорово. Понятнее не стало.
-А куда еще с буровой можно проехать?
-В Мунгуй.
Во!Это уже лучше. В принципе, нам туда и надо! Ломимся. Ночью встречаем различный трафик: Уралы, санитарную ГТТ, Трекол. Картина мира становится понятна и нам в принципе как раз туда и надо. Идем по следам. Зимника то ли нет, то ли сильно заметен, есть очень слабый след. Но он есть!
Байкаловск. Ничего нет. Хлеба купить проблема, пришлось ждать, пока испекут. Здесь мы вышли на лед Енисея. 120 км до Воронцово. Идем по льду. Здесь никогда не ходила колесная техника. Только треколы и снегоходы. Да еще гусеничные вездеходы. Понабивав шишек в поиске дороги выходим к фарватеру и обнаруживаем там накатанную колею. Воронцово - Сопкарга. 40 км. Дальше Воронцово никакая техника не ходит - нет нужды. Сопочная Карга - это самая южная из Полярных станций Росгидромета, обслуживается летом, в навигацию, небезызвестным в узких кругах Михаилом Сомовым. Это корабль такой. Пришли по следам снегохода. Иначе бы и не попали может: там торосы под берегом метров по 5! Дальше на Диксон. НИКТО НИКОГДА не ездил. Ни на чем! Последние следы встретились и закончились километров через 15. Снегохода. Все. Дальше даже рыбакам не за чем. А это 250 км! Что значит нет следа? В районе мыса Исаченко гряда торосов уперлась в берег. Пройти оказалось возможно только через берег, срезав мыс по тундре. Это знание далось нам всего лишь за 8 часов!
Дудинка - Диксон, 650 километров, как тогда, на пути из Якутии в Хатангу. 650 км. на которых помощи ждать неоткуда! 650 километров рассчитывать только на самих себя. Здесь не ходит техника. Поломка на Сопкарге новосибирцев выросла в отдельную повесть с использованием снегохода и атомного ледокола! Здесь уже все всерьез и технику достать отсюда практически невозможно...
Этап третий. Диксон - Пясина. 225 км. Какие-то мысли как и куда ехать были только в отношении первых 90 км. Местные дальше не ездят. Незачем - оленей и здесь уже полно. Вернувшись назад, потом уже, в Диксоне, мы нашли одного человека 38-го года рождения, который когда-то ходил до мыса Стерлигова. ОДНОГО! Ему почти 80 лет! И он один знает, как когда-то ходили. Больше нет никого! А там многолетние трещины, в смысле ежегодно в одном и том же месте, открытая вода - бухта Полынья - реки в виде каньонов с отвесными берегами, наледи... Я за всю предыдущую жизнь столько не смотрел в компьютер, в карты.
Мы не дошли до Стерлигова 220 км. Там полярная станция. Потом 80 км - бухта Эклипс, где когда-то стояла погранзастава и по нашим данным в емкостях оставалось топливо... А может и не оставалось. А дальше... А дальше еще около 600-700 километров до мыса Челюскина.
И еще. Я раньше думал, что Норильск и Хатанга - это Таймыр. Но настоящий Таймыр - это совсем другое!. Это то место, куда никогда в истории не заходили местные жители, там никогда не было постоянных поселений. Севернее гор Бырранга люди жить не могут - толь ко духи! Первые исследователи не смогли найти проводников, потому что таких просто на Таймыре не существовало. Там даже названия всех рек, мысов и заливов только из русских слов и имен путешественников. Там нет ни якутских, ни долганских, ни нганасанских названий. Елкин уже писал об этом. Хотите почувствовать себя Бегичевым или Урванцевым? Вам сюда! Сегодня! Там каждый мыс - история. Заледеево - зимовье 18-го века... Оно там стоит. Разрушенное, правда, сильно. Это именно там Бегичев нашел письма Руаля Амундсена со шхуны Мод, которые Тессем нес на Диксон... Мы там ночевали...
И еще. Это самое суровое место на нашем материке. Мы вроде уже много где были. И -56 видели и ветер 30 м/с. Но постоянный ветер на протяжении 3-х недель! -35 и ветер 15! Еще Нансен говорил, что холод - это, пожалуй, единственное, к чему привыкнуть невозможно!
Здесь цена ошибки - не хочется говорить... Здесь уже не спасут не то что технику, здесь не факт что будут искать и тебя. При сегодняшних возможностях спасательной службы... Здесь каждый мыс и залив - драма и трагедия прошедших лет. Седов и Брусилов, Русанов - это все здесь. Поэтому это манит и привлекает.
Трудности, риск и ответственность за принятые решения здесь совсем другие. Я говорил вначале - не было особенных технических трудностей. Было понимание, что порванный ШРУС, пара - здесь это, практически, приговор. Высокоширотные экспедиции в Арктику в этом сродни Эвересту - соотношение случайностей, к которым ты готов к сумме случайностей, которые могут произойти (формула риска) явно не в твою пользу. Здесь просто погода может поставить точку в экспедиции. Как это случилось у нас. Повернув обратно, мы обнаружили открытую воду вдоль всего побережья Петра Чичагова - шквальный ветер отрвал и унес в море припай, наледи в заливах, где еще недавно ночевали на льду... Зато теперь я точно знаю, куда поеду в следующем году!
А еще мы доказали, что по Арктике можно путешествовать на стандартных автомобилях! Что знания и опыт - это больше, чем просто большие колеса или спец вездеход!
Как-то так.