letushev » 21 сен 2013, 03:56
Привет всем)))
Прошло какое то время и я собравшись с мыслями хотел немного повествовать об этой экспедиции. Кстати сейчас проявились на некоторые трения, недопонимания и конфликты между участниками экспедиции, Архангельскими спасителями)))))
Давайте по порядку:
О том, как я собирался в экспедицию. Очень хотелось съездить куда нибудь и подвернулась возможность поучаствовать в экспедиции «Печорский тракт». Поняв (видимо недостаточно, или с излишним энтузиазмом) от предыдущих экспедиций из отчетов и личных разговоров о степени и серьезности экспедиции, я все таки решился. На новом ТАМовском форуме зарегившить, я заявил о своем желании поучаствовать. Получив согласие участников (Дениса Dialsa, и Андрея Дачного отшельника) я начал подготовку к экспедиции. Мат часть была обслужена полностью и это не вызывает сомнений, т. к. я проверку и планово-предупредительный ремонт проводил в клубном сервисе «АВТОФОР». Лебедку я не обслуживал, т. к. она очень немного работала и я ее считал почти новой))). Мое снаряжение было подготовлено и оно отработало на все 100% в штатном режиме (не в первый раз «замужем»)))). За некоторое время до выезда мы собирались все вместе на собрание, где распределяли кто возьмет какое оборудование, кто как будет добираться до места старта и пр. При этом не определили кто будет начальником, регламент, обязанности экипажей. Что и являлось самой большой ошибкой)). Шли три машины: 2 НМПСа на 33 колесах и патруль (коротыш) на 36 колесах на военных мостах. На этом собрании экипаж патруля (Андрей – Дачный отшельник и Андрей – Отморожен видели на каких машинах мы собираемся идти (с Денисом) в экспедицию. Андрей (ДО-Дачный отшельник) сказал, что на наших машинах будет идти очень тяжело, но мы были готовы к этому, а вот Андреи (наверное) небыли готовы к этому. При обсуждении вопроса о топливе мы неоднократно предлагали Андреям (в силу их ограниченного грузового объема и веса) взять их запас топлива на себя (забегая далее мы еще предлагали взять топливо на себя на последней заправке в Усть-Цильме), но Павтрулеводы категорически отказались, ссылаясь на то, что они уверенны, что им топлива хватит. На тот момент они уже знали, на каких машинах мы все едем, они понимали что нам с Денисом будет очень тяжело, они это все понимали и не приняли нашего предложения о дополнительном запасе топлива. Надо отдать должное Денису, это была его инициатива. И вот мы выехали (Андреи в силу своих скоростных возможностей и в силу дополнительного выходного ушли ранее, а мы должны были их догнать под Ухтой). Лично про меня, я откровенно думал, что эту экспедицию организовывал Денис и не знал, что инициатором был Дачный отшельник (хотя это не имеет никакого отношения к сути). Вот мы и на тракте. Дачный отшельник с Отморозеном в составе экипажа патруля, Денис с Ромкой в составе экипажа НМПС и я с Олегом в составе экипажа второго НМПСа. Особо надо отметить, что экипажи небыли «скатаны» друг с другом. Хорошо зная Дениса я полностью был уверен в его экипаже (уверенность, надо сказать полностью оправдалась), по отзывам я так же был полностью уверен в экипаже Андреев. Правда вышла промашка с моим экипажем. Штурманом должен был идти один человек, но в силу более чем уважительных обстоятельств, он не смог. Я был вынужден искать другого штурмана. Им оказался Олег, с которым мы воотчую познакомились уже на старте из Москвы, который (как оказалось) никогда не ездил в серьезные экспедиции на внедорожниках (был опыт на грузовиках и было знание принципов работы механической части авто). Но этот человек (конечно по началу было очень тяжело) на самом деле проявил себя надежным, верным, исполнительным и абсолютно спокойным человеком. Опыт приходит во время еды))).
Я полагал Дениса за организатора (не знал что инициатором экспедиции был Дачный отшельник) и начальника. Потому как эвакуация, связь, маршрут и прочие моменты были подготовлены им, а я (разпи….дяй) легкомысленно отнесся к этому.
И вот мы пошли. Из отчета Отшельника я понял, что он нас держал за детей, ничего не смыслящие в таких выездах, в своем отчете переиначивая какие то события. Например при броде через Цильму мы с Денисом (помятуя о былых затоплениях) разрабатывали план прохождения брода, траекторию и подстарховку. Один страхует с размотанным тросом, один проходит до отмели, один доходит до другого берега, и все ежеминутно страхуют друг друга от неприятностей. При чем никто не высказывал иных предложений. Итак: брод, реконсценировка завершена, каждый знает где он должен быть и что делать. Однако экипаж патруля просто проезжает брод, игнорируя весь план, мол, че вы тут раскорячились)))). Тогда уже у меня закралась тень сомнений. Обнаружив на другом берегу у себя слетевший пыльник ШРУСа, который уже успел защелкать, выдергивая слова из контекста в своем отчете ДО пишет, что я знал о щелкавшем ШРУСе задолго и не позаботился о таком важном недостатке, хотя я говорил совсем не об этом. Так же ДО и в этот момент и дальше в отчете отмечал штурмана Дениса – Ромку как проклятого раба, которому по первому нашему требованию приходилось «крутить гайки», а мы оставались безучастными сторонними наблюдателями. Хочу заявить прямо – на своей машине я сам всегда «крутил гайки», а в сложных моментах я обращался за помощью к Ромке и он мне помогал. Т. к. он имеет гораздо больший опыт «кручения гаек» чем я. Мой штурман Олег чаще всего в эти моменты мог выказывать свое мнение, иногда помогая мне, но чаще всего просто не мешал и подавал ключи. Что касается экипажа Дениса и кто там «крутил гайки» - это дело их экипажа. Было и Ромка работал над техникой, было и Денис работал над техникой, было и вместе они работали над техникой. Кто сколько работал и кто что изначально должен был у них делать – это их вопрос. Не мой. Опять же пройдясь по отчету ДО, я вижу, что мы с Денисом расп…дяи и планово не обслуживали технику, а в частности лебедки. У нас обоих были проблемы с техникой. Однако я уже пояснил, почему я не обслужил лебедку и абсолютно согласен и осознал свое расп…дяйство, которое мне много проблем принесло. Ошибся – да, но был полностью наказан за ошибку)). ДО так же писал, что я (оказывается), не позаботился о таком элементарном деле как замена колодок и пришел на тракт (на его старт) с почти изношенными колодками. Хрень это все. Я планово поставил новые колодки (не отрывая у всех времени) на самом начале тракта и имел еще б\у шные колодки. Кстати колодки и новые и б/у-шные были оставлены на тракте и вышел на грейдер я уже на металле (благо Мультик с Лехой привезли комплект новых колодок) Не рассчитали – да, это факт. Но в отчете ДО этот факт, как и многие другие были «перевернуты» и получилось так, что опытные и профессиональные патрулеводы, на свою беду связавшись с муд..ми и распиз…яями, по сути с детьми были каким то образом поставлены в такое положение, при котором они как бы случайно не прощаясь с нами уехали. То есть поехали с «детьми» в жопу, бросили детей так без предупреждения, искренне уверенные, что мы самостоятельно развернемся и вернемся домой (если сможем))))). Ну что ж это их мнение, которое они (наверное) формировали на протяжении всей своей одиночной и победоносной поездке.
Вот только мы, муд…ки, всерьез полагая, что мы, поехав в экспедицию командой!!! А команда это значит для нас даже без дополнительной оговорки – команда, где все всегда совместно решают проблемы, совместно принимают какие то решения, а если решения не могут приняты совместно и команда разделяется – то все как минимум информированы о каких то единоличных решениях. Наивные мы, и наверное, никогда не избавимся от этого стереотипа – КОМАНДА.
И вот мы идем (вернее ползем) по тракту. Первые дни. Андреи нервничают – мало топлива, они могут идти гораздо быстрее и мы их тормозим. Мы нервничаем - машины не едут. Экипажи не скатаны, тактика и техника прохождения не отработана. Вообщем всем тяжело. Предлагая экипажу ДО какие то решения – мол, они много тратят топлива (не вспоминая о наших предложениях о дополнительных запасах топлива) мы предлагаем всякие решения, пытаемся найти компромисс и отработать стратегию. Например я предлагал ДО оставаться в лагере до обеда, когда как мы (по еще не разбитой дороге) уходим вперед, а патруль после обеда – отдохнув, поохотившись, порыбачив, выспавшить легко и просто догоняет нас и так далее. Экономя топливо, но не растрачивая время. Объясняя, что при таком раскладе все находятся на связи, что расстояние между нами не более одного дневного перехода, что при проблемах с патрулем и его экипажем мы, вечером не дождавшись их можем даже пешком дойти до них ,что при проблемах с нами они все равно идут по нашим следам. Страхуем друг друга. Он встретил искреннее непонимание со стороны ДО (может он тогда уже для себя решил разделиться, но не решившись сообщить нам об этом???). Ну да ладно)))
На очередном подъеме после бродика совершенно неожиданно у меня «крякает» лебедка. А дорога все хуже и я уже до этого подумывал о том, чтобы поговорить о возможности вернуться. На тот момент уже были проблемы: У патруля – нехват топлива, у Дениса – заклинивший рычаг раздатки, у меня захрустевший ШРУС. И дорога нас как то предостерегала (в то время я еще не задумывался об участке Нижнесульская – Косомская и жаждал уже этих долгожданных боров с «асфальтом»). Но вдруг лебедка сказала –нах!!! Удручающее состояние души (больше всего боялся вернуться и тем показать свою слабость)))). И весь день патруль шел впереди, имея две лебедки передней при необходимости подтаскивал себя, а задней тащил меня. Стало совсем плохо. Особенно, когда у патруля от перегрузки сети расплавилась крема аккумуятора. Ну не могли мы ехать с Денисом быстрее легче. При всем желании не могли!!!Понятно еще большее расстройство ДО и его штурмана. Кстати ДО в отчетах писал, что штурман – Андрей, ака Отморожен очень устал работать на три экипажа и несостоятельности наших штурманов. На самом деле он, конечно, помогал нам, а особенно мне, учитывая, что мой штурман никак не может делать то, что он должен делать в виду своей неопытности. Но, по моему, на тот момент Ромка – штурман Дениса был вне этого и самостоятельно выполнял свою работу. А когда у меня накрылась лебедка, Отморожен просто не отходил от задней лебедки патруля, постоянно меня перецепляя. Но, в отчете ДО все было выставлено так, что мы, дети ехать не хотим и не можем, получаем какие то технические «детские» повреждения, а еще и наши штурмана, забили на свою работу и Андрею пришлось помимо патруля взять под свою опеку и наши паджеры с раздолбаями))). Несомненно он молодец и помогал нам и подсказывал, но извините – нельзя сказать, что он работал на три машины при безучастии наших ребят.
И вот с грехом пополам мы приходим на Фатеевскую. Долго, сложно, тяжело, с проблемами, но приходим. После дня состояние у всех подавленное. С утра с ясной головой решаем, что переставляем заднюю лебедку патруля на меня и продолжаем путь. Вот – скинули бампер (опять в разрез отчета ДО хочу сказать что я не вылезал из под машины, в т. ч. в дождь, но с помощью вообще всех экспедиционеров) скинули бампер, сняли лебедку, разобрав ее с помощью Олега нашли проблему в открутившимся винтике. Никаких повреждений на тот момент не было в лебедке. Все планетарки, мотор, щетки, прочее были исправны, но болтик – это только моя вина!!!. Надо было все таки обслужить лебеду! Собрав лебедку, проверив поставили ее на штатное место (кстати она до следующих поломок отработала несколько дней без нареканий). Собрав шмурдяк, мы выдвинулись дальше. Патруль впереди, я следом и Дениса замыкающий. Кто же знал, что тогда мы видем патруля в последний раз)))). Для себя я решил, что этот день показной! Если с техникой все будет в порядке, а в особенности с лебедой, если мы найдем все таки тот темп движения, если улучшения будут в общей ситуации, то мы продолжим путь, а если нет – буду ставить вопрос об возврате, как бы мне этого не хотелось. За этот день мы прошли около 3-4 км. всего лишь и соответственно мой вопрос о возврате откладывался. Справедливо полагая, что патруль ушел минимум на 10 км. уже за полночь мы устраиваем ночевку (вернее ночлежку) прямо в болоте. По утру, встав в 4.30 утра, и выехав в 5.00 мы начали биться дальше, догоняя патруля. Где то после обеда мы прошли чью то стоянку (в последствии стоянка патруля), задумались о ситуации, но повернуть обратно уже в принципе не имели права. Даже не говоря об этом друг другу каждый из оставшихся отчетливо понимал ответственность и даже в мыслях больше не было ни у кого желания вернуться. Поясню: бывают различные ситуации, при которых беда была бы. Самая легкая – это где то впереди патруль ждет нас. День-два ждет, а мы бы развернулись обратно. В итоге не третий день они возвращаются, потратив еще день, понимают, что мы развернулись и потратив еще день выходят на прежний рубеж, при этом полностью теряя надежду на то, что хватит запасов топлива выйти с тракта. Останутся где ни будь в тайге, без топлива, вынужденные без связи (а связь с большой землей осталась у нас) идти пешком энное количество десятков километров до ближайшей деревни и решать вопросы (сложные) с доставкой топлива на тракт. Но это все только легкий сценарий развития ситуации. А если (не дай Бог) например машина перевернута, люди травмированы, без возможности передвижения ожидают нас (а кроме нас там никого не было, и связи нет) для помощи. И других ситуаций много могло было быть. Медицинских, технических (кстати на р. Суле у них была поломка полуоси, запасная оказалась не той (кстати тоже вопрос о подготовке – все не без греха), прочих проблем, ожидая нас они справедливо надеялись бы на помощь, а мы в это время возвращались бы к Мыле и Цильме.И слава Богу, что они смогли справиться с проблемой. Итоги таких сценариев, я думаю каждый может себе представить!!! И ситуация могла бы быть обратной, когда нам (кому ни будь из нас) например по медицинским показаниям требовалась бы срочная эвакуация, а кроме патруля эвакуировать болезненное тело с тракта оперативно не смог бы ни один другой, имеющийся в наличии автомобиль. На МЧС надежды нет. Они годны только для поисков трупов, когда о пропаже заявят родственники. Справедливо полагая, что парни то не глупые и при решении о разделе команды они могли бы легко сообщить нам об этом (например воткнутая посередине дороги палка с тряпкой и запиской, мимо которой не пройдешь), мы до последнего полагали, что идем командой, просто они где то впереди нас ждут. И (опять же) мы не имели морального права развернуться, так как каждый из нас нес ответственность за других членов КОМАНДЫ!!! Было долго, тяжело и сложно, но мы совместно добрались таки да этих ДОЛБАННЫХ боров перед Борковской. Это был кайф – асфальт. На заднем приводе, 20-30 км в час без понижайки. Охренеть)))) Доехав до Борковской примерно в 2 часа ночи, расположившись спать в избе, мы увидели, что Дачный отшельник и Отморожен там были еще 3 дня назад. Все сомнения рассыпались. Они нас не ждали))) Охренеть. А я все думал, как же они едут!!!! По следам непонятно!!! Разрыты и основная дорога и все объездки!!! Как так??? Может они не понимают, что нам будет крайне тяжело по их следам идти??? Но, в тот момент (на Борковской) я, наконец, понял, что они отлично понимали, как они идут, и что после них остается. Может это из за той непонятной надежды Андреев, что мы развернулись (из их отчета) и вернулись на Мылу, может из за экономии топлива (задний привод и подключение переднего моста только при необходимости, или из за опасного излома карданов), или из за осознания того, что все мы друг для друга незнакомы, ожидать все можно и вдруг мы их догоним или настигнем (например из за их поломки) в тайге, где как у ВС Высоцкого «…назад пятьсот, вперед пятьсот…», не знаю, но факт остается фактом. По всем засадам и основная дорога и объезды были разрыты свамперами патруля от начала засады, и до конца. В среднем прохождение одной засады у нас занимало примерно 2 часа. А там, где они объезды не нарыли – 15 минут. Вот и думай)))))))
Итак! Оказавшись на Борковской, поняв, что ребята свалили (хотя могли в любой момент предупредить нас и мы бы без разговоров с нашими болячками сразу же развернулись бы назад), мы встали перед выбором. Борковская посередине маршрута. Впереди колея патруля, участок от Нижнесульской до Косомы (невнятный), боры примерно 25 км до Кымы. Позади развороченная дорога от патруля и двух НМПСов, кряж, бескрайние болота, броды и подъемы со спусками, учитывая, что эвакуация возможна преимущественно с Архангельской области, а с Коми эвакуация нереальна, а так же принимая во внимание, что при проблемах патруля, мы все таки сможем им хоть как то помочь, несмотря на их дезертирство, мы принимаем волевое решение рубиться дальше))))) А как иначе. Заручившись поддержкой Сереги Мультика и Лехи, а так же при фатальном исходе дела – готовностью оказания помощи ГТСа или иной гусеничной техники из Лешуконья мы двинулись дальше.
К тому времени я уже потерял счет времени (не отличаясь этим и в гражданской жизни) мы просто шли дальше. Методично, махая лопатой, мотая тросы, чиня лебедки и машины, иногда через мат, иногда просто на автомате, хреначили дальше))) Вообще мне понравилось очень) Были и проблемы во взаимопонимании. Например я очень не хотел рубиться ночью. Ошибок много, эффективности движения мало. Все равно дожди каждый день. Но мы спешили пройти глиняный, болотистый участок Нижнесульская-Косома. Добравшись до Нижнесульской, почувствовали эйфорию, которая моментом была разбита следующим днем на этом спецучастке, где мы смогли пройти на день почти 1.5-2 км. Охренеть. Водка кончилась, спирт еще был) Сигареты кончились. Денис, более молодой и эмоциональный (учитывая сильное опоздание на работу) гнал нас через х…и и днем о ночью, флегматичный и оптимистичный Ромка (уволившийся перед экспедицией) более спокойно относился к ситуации, мы с Олегом (не сильно переживая за работу – все равно ничего не поделаешь, а на работе поймут) просто тупо рубились. Олег – вообще кадр. Он как будто вс. Жизнь там провел. Сама невозмутимость и спокойствие. Спать ложились затемно, вставали с первыми лучами солнца (при чем чаще всего договариваясь и времени подъема с ночи, по утру чаще всего вставал я и будил всех остальных, которые нехотя, с трудом через час наконец то вставали – сказывалась усталость). Кушали мы во время починки машин, примерно 1 раз в день. Охотой к тому времени уже не промышляли, кушали стандартно тушняк с гарниром))) Были и ссоры. В экипаже Дениса. Все на нервах. Хвала Олегу за его не конфликтность и спокойствие, в нашем экипаже ссор не было. Мы менее эмоционально переносили все тяготы и невзгоды.
И вот, наконец то, настал тот день, когда у меня в последний раз «крякнула» лебедка. Кроме того я остался без АКПП, без амортизатора, с обоими хрустящими ШРУСами в пер. приводе. Я встал перед делемой. Как быть? Архангельские ребята предлагали привезти с собой лебедку. Но, понимая, что АКПП не едет, а ШРУСы в любой момент могут клинануть, я отказался от лебедки и решил сэкономить деньги для эвакуации ГТСом. Тем не менее Архангельские выехали к нам с запасами топлива, колодками, прочим. Дальше идем одной машиной, бросив мою паджерку, забрав из нее ценные вещи. Дело пошло гораздо быстрее. Как в рекламе нисан хтрейл, когда из ее колес выскакивают роботособаки на проводах и тащат машину, попутно анализируя дорожную обстановку))). Прошли почти двое суток в таком режиме, пока не «крякнула» лебедка Дениса. Вот тут настала пауза)))) Хотя угнетенного состояния не было, а была готовность пройти и этот уровень тем или иным случаем. Забегая вперед скажу, что лебедку починили, и она выдержала и не сломалась до последнего лебежения)). Автоматически на тот момент был начат ремонт лебедки, помывка части личного состава и постановка (по традиции) обеда на газовую плиту. И тут звук мотора)))))) ПРИЕХАЛИ))))) Серега и Лехой))))) Экстаз!!! Сигареты и пиво))))) Ну а дальше вы знаете)).
Подводя итоги:
Все таки наша с Денисом техническая подготовка была недостаточной (лебедки, мать их), техподготовка патруля тоже была недостаточной (полуось , аккум). Подготовка и организация эвакуации - вне всяких похвал (правда дорого, но эвакуация дешевой не бывает – этоя про ГТС). Организационная часть – плохо (нет регламента, руководства, совещательной части). Подбор команды – еще хуже (Патруль взял нас недостаточно вооруженных, а мы поехали с патрулем недостаточно надежным).
Дальше не для экипажа патрулей (просто их уже это никак не касается)
Были и разногласия и недомолвки между экипажами паджер и эвакуаторами. Как то не возлюбили друг друга Серега и Денис друг друга. Конечно высказывания Сереги про то, что один «крутит гайки» а другой ни хрена не делает и указывает всем как жить – имеет основу. Но мы не знаем как договаривались Денис с Ромкой по поводу «кручения гаек», так же Серега не видел, что Денис в самых трудных моментах принимал самое активное участие в рубилове (разведка, проводка). Оба они молоды, а значит эмоциональны. Сереге сильно не понравилась манера вождения Дениса (аккуратная и щадящая) Денису не нравилось, что Серега его учит как ехать. У каждого правда своя. Обоих можно понять. И Дениса, который хотел доехать до финиша при этом не разложить полностью машину, Серега оставил жену в роддоме, приехал к нам на выручку и не понимал, почему Денис не хочет «тапку в пол надавить». Особенно это обострилось при поломке рулевой тяги на паджере Дениса и развалившимся мостом на «Зайке» Сереги и Лехи. Оба опытные экспедиционеры, не смогли понять друг друга с самого начала. Сереге крайне не понравилось, что Ромка в починке машины принимает самое активное участие, а Денис не самое активное участие, что Денис очень бережно, а значит медленно проходил засады, используя в основном лебедку. Серега высказывал свое мнение, на основе того, что он видел и знает из наших рассказов. Денису не понравилось, что Серега высказывается о нем не учитывая Дениса заслуг, что Серега учит его как надо ехать. Возникший денежный вопрос вообще рассматривать не стоит, т. к. ни один из экспедиционеров, и эвакуаторщиков не считает себя пострадавшим и обделенным. Мое мнение – это просто разные люди, с разным мировоззрением и разными истинами. У каждого своя правда. Но, каждый нашел в себе силы окончить эвакуацию без скандалов и без оскорблений). Наверное надо было им выпить водки по взрослому, высказаться и понять друг друга))) У русских лучший выход их конфликтных ситуаций – водка)))) А мы с Ромкой и Олегом старались не обострять ситуацию, отвлекая ребят на тему общего дела и сторонних разговоров.
Жалею ли я что поехал – нет. Поехал бы еще – да. В том же составе (кроме патруля) – да.
Вот вроде и все. С нетерпением жду отчета Дениса (уж очень у него хорошо это получается)