Да, интересная получилась поездочка... Мыслей много, впечатлений еще больше. Машины, прицепы, погода, медведи... Ямал изменился неузнаваемо с 2010 года! Скажите нам, плиз, надо делать встречу как обычно, или все итак уже было донесено до интересующихся? Если да, то когда: до майских, в апреле, или осенью, когда все успокоится? Или ну ее вообще?
discovery3 писал(а):Да, интересная получилась поездочка... Мыслей много, впечатлений еще больше. Машины, прицепы, погода, медведи... Ямал изменился неузнаваемо с 2010 года! Скажите нам, плиз, надо делать встречу как обычно, или все итак уже было донесено до интересующихся? Если да, то когда: до майских, в апреле, или осенью, когда все успокоится? Или ну ее вообще?
Ну, значит, так тому и быть. Постараемся организовать.
Для меня эта поездка на Ямал была немного ностальгической. С поездки в Харасавэй в 2010 году, собственно говоря, и началась моя северная эпопея. Поэтому, хочешь-не хочешь, все равно все время сравнивал как оно было... А было совсем не так. И дело не только в том, что была другая машина и ездить по снегу мы абсолютно не умели и вообще плохо представляли себя что такое север и как там надо себя вести. Я скажу о другом. Ямал изменился. Тогда жизнь кипела на первых же километрах полуострова. Шли колонны грузовиков, строилась железная дорога - осваивалось Бованенковское месторождение и строилась Байдарацкая компрессорная станция магистрального газопровода Бованенково-Ухта (благодаря строительству которого все кто хотел позже смогли сгонять в Воркуту). На Хралове был большой разъезд, там разгружались поезда с трубой, которую огромными "плетевозами" везли на строительство каэски... Были зимники... Сейчас ничего этого нет. Поток грузовиков уходит с Паюты на восток, на Новый Порт. Там Газпромнефть строит нефтеналивной терминал по аналогии с Варандеем. А дальше... А дальше ничего. До Хралова мы ехали после метели два дня, не встретив ни одной машины, ни попутной, ни навстречу. Да и Хралов сам стал маленьким неприметным полустанком. Дальше вообще просто след, заметенный, одинокий. Сантиметров по 20 слева-справа от колеса. Чуть задумался - свалился, а снега там выше колена! Сейчас жизнь на Ямале переместилась далеко на север. Поезда идут по построенной железке до станции Карская на Бованенковском месторождении, там разгружаются и оттуда, по северу грузовиками грузы везут на Малыгинское месторождение и в Сабетту. Бованенково построено, работает 2 газовых промысла из 3-х, 3-й сдадут в этом году. Один газовый промысел - это примерно контракт на поставку газа в Германию. Обслуживают все порядка 350 человек. Хотя в промзоне проживает народу несколько тысяч - там и завод по комплексной подготовке газа и дожимные компрессорные станции и железка и даже аэропорт! Аэропорт! Несколько рейсов в неделю! Если кто не понял, я повторю - АЭРОПОРТ!!! Рейсовые самолеты, Боинги из Москвы и Уфы, Уренгоя и еще откуда-то. Почему я так на это упираю? Потому что 3-ю ВПП в Московском аэроузле строили лет эдак 6-ть... А тут в тундре, с нуля... Это не просто поставить вахтовый поселок возле буровой, и не просто закатать кусок тундры в бетон. Это создать аэронавигационную службу, привезти диспетчеров, техников... Короче, это очень круто и не просто. На Бованах строится полномасштабная больница, там уже принимали роды... Короче, жизнь бьет ключом! Тогда, в 10-м году ничего этого не было... Так вот, грузы с Бованенково везут зимниками в Сабетту. Через север. А До Сабетты от Лабытнангов, на секундочку, больше 1000 км! Тысячи километров совсем ничего! Заметенного следа в тундре! Сабетта взрывает мозг еще круче! Это круглогодичный порт, завод по сжижению газа, поселок и аэропорт. Уже сейчас там проживают 15 тысяч вахтовиков! Когда это все заработает, количество людей должно удвоиться! Аэропорт, второй на Ямале! (помним про Московский узел и 6-ть лет) принимает до 5-ти рейсов в день!!! На рейде стоят суда и ледоколы. В 10-м году там была фактория. Для ненцев. Вообще, то что сегодня происходит на Ямале - это, пожалуй, самый крупный инфраструктурный проект современности. Аналогичный только БАМу. Это не просто разработка очередного месторождения, но и огромный прорыв в комплексном освоении полуострова. Все это железные дороги и аэропорты, больницы и жилые поселки - это огромный задел на будущее. Газпромнефть в Новом Порту - это как раз уже в развитие проекта. А газ, который будут сжижать и закачивать в танкеры, повезут по Северному морскому пути на восток. В танкерах. По пути, которого нет на самом деле. Нет его, ребята, не верьте телевизору. Ничего нет на месте Амдермы, Диксона, Тикси и Певека. Но будет. Иначе не повезут. А тогда зачем это все? Вот поэтому и БАМ. Как БАМ. Значение переоценить трудно: огромный маховик начал скрипеть и поворачиваться. И впервые за последние годы мы смогли что-то сделать, а не только украсть и распилить. Короче, это круто! А еще куча мелочей. Типа первый коммерческий экспортер газа. Раньше была монополия Газпрома. Попутный газ у нефтяников в трубу брать станут. Ледоколы заработали, суда, танкеры, ледового класса строятся, северный морской путь оживет. Может и товары по нему повезут на север, туда где яблоки по 270 руб за килограмм...
Вот обо всем этом мы вам и расскажем. А пока для затравки... Трейлер делать пока некогда, зато нашел ролики с той первой поездки, с 2010-го. Если кому интересно...